ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

ситуации, как окрашены сравнения, дети отвечают, что здесь од­ новременно выражено авторское отношение к Дине и отношение Жи­ лина к ней, например, в первой сцене. Работа над воображаемым словесным портретом вновь обра­ щает учащихся к тексту, так как именно иллюстративная работа предполагает его медленный разбор. Внимательно вчитываясь в текст и отмечая его характерные детали, ученики глубже пости­ гают произведение, не останавливаясь только на событийной стороне рассказа. Каждая осмысленная деталь помогает понять рассказ Толстого и разобраться в характере действующих лиц, способствует выявлению авторского отношения к герою. Так, работа над устными словесными портретами, "разверты­ вание" детали в словесный портрет, "собирание" деталей в сло­ весную картину, определение эмоциональной тональности, окра­ шенности детали является способом работы над художественными средствами выражения авторского отношения. Проявление авторс­ кой оценки в конкретном художественном образе подводит учени­ ков к начальному пониманию авторско.го мастерства. В "Методических рекомендациях к учебнику-хрестоматии для 4 класса" на одном из уроков по изучению рассказа Л.Н.Толстого прием устного словесного рисования является своеобразной иллюст­ рацией эпизода "Путь Жилина к своим". Ученикам предлагается на­ метить темы картин, которыми можно' было бы проиллюстрировать шестую главу, выделить ряд эпизодов, в которых ярче всего про­ являются особенности поведения героя, и назвать темы для созда­ ния жанровых сцен. Нам представляется, что однообразное рисова­ ние ряда словесных картин внесет некоторый автоматизм в прием устного словесного рисования, да и словесные картины не всег­ да будут удачны, так как текст толстовского рассказа настолько динамичен, особенно шестая глава, что в данном случае лучше обратиться к приему киносценария, который поможет выявить ав­ торское отношение и отношение учащихся к герою и особенно наг.- лядно покажет авторскую манеру "движущихся" пейзажей Л.Н.Толс­ того, так как необычность толстовских описаний природы уже самостоятельно замечена школьниками в процессе беседы. Проверим наше предположение. В-процессе работы над пейзаж* ными зарисовками в тексте рассказа Л.Н.Толстого мы обращаем 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=