ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
ситуации, как окрашены сравнения, дети отвечают, что здесь од новременно выражено авторское отношение к Дине и отношение Жи лина к ней, например, в первой сцене. Работа над воображаемым словесным портретом вновь обра щает учащихся к тексту, так как именно иллюстративная работа предполагает его медленный разбор. Внимательно вчитываясь в текст и отмечая его характерные детали, ученики глубже пости гают произведение, не останавливаясь только на событийной стороне рассказа. Каждая осмысленная деталь помогает понять рассказ Толстого и разобраться в характере действующих лиц, способствует выявлению авторского отношения к герою. Так, работа над устными словесными портретами, "разверты вание" детали в словесный портрет, "собирание" деталей в сло весную картину, определение эмоциональной тональности, окра шенности детали является способом работы над художественными средствами выражения авторского отношения. Проявление авторс кой оценки в конкретном художественном образе подводит учени ков к начальному пониманию авторско.го мастерства. В "Методических рекомендациях к учебнику-хрестоматии для 4 класса" на одном из уроков по изучению рассказа Л.Н.Толстого прием устного словесного рисования является своеобразной иллюст рацией эпизода "Путь Жилина к своим". Ученикам предлагается на метить темы картин, которыми можно' было бы проиллюстрировать шестую главу, выделить ряд эпизодов, в которых ярче всего про являются особенности поведения героя, и назвать темы для созда ния жанровых сцен. Нам представляется, что однообразное рисова ние ряда словесных картин внесет некоторый автоматизм в прием устного словесного рисования, да и словесные картины не всег да будут удачны, так как текст толстовского рассказа настолько динамичен, особенно шестая глава, что в данном случае лучше обратиться к приему киносценария, который поможет выявить ав торское отношение и отношение учащихся к герою и особенно наг.- лядно покажет авторскую манеру "движущихся" пейзажей Л.Н.Толс того, так как необычность толстовских описаний природы уже самостоятельно замечена школьниками в процессе беседы. Проверим наше предположение. В-процессе работы над пейзаж* ными зарисовками в тексте рассказа Л.Н.Толстого мы обращаем 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=