ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

него нет чувства товарищества. Л особенно автору нравится Ди­ на, он пишет о ней с нежностью". Толстой, рисуя внешность своих героев с помощью отдельных деталей, выявляет одну, основную, которую постоянно подчерки­ вает. Особенно ясно это видно в описании Дины. Напомним неко­ торые строки текста: " ...- прибежала девочка, тоненькая, ху­ денькая, лет тринадцати, глаза черные, светлые и лицом краси­ вая"; "присела Дина на корточки, глазенки так и блестят как звездочки"; "глаза как у кошки в темноте светятся" и т.д. Не останавливаясь на других деталях-сравнениях, отметим, что каждый раз эта деталь - глаза - повторяясь, приобретает добавочный смысл. По справедливому мнению Е.А.Маймина, "деталь позволяет читателю легко опознать персонаж по его постоянному внешнему признаку, но она же, попадая каждый раз в новый кон­ текст, представляет героя по-новому, помогая создавать тем самым живой образ героя" Несколькими точными штрихами Л.Н.Толстой рисует зритель­ ный портрет Дины. Выявляя детали портрета в тексте, ученики легко воссоздают портрет Дины в своем воображении. Успешность создания подобной работы обеспечивается тем, что у детей уже •сложилось определенное "видение" на основании разбросанных по всему тексту деталей. Анализируя выбранные детали и определяя основную "доминанту", мы предлагаем ученикам собрать воедино все детали текста в словесный портрет Дины, отталкиваясь при этом от характерной черты наружности. "У Дины красивые глаза, большие, черные и очень светлые. Когда она волнуется или радуется, то глаза у нее блестят как звездочки. Она тоненькая, подвижная, легкая, как маленькая козочка". "Дина была невысокого роста. Ее черные глаза добродушно блестели. Дина была хорошо одета, потому что ее отец был бога­ тым". , = "Дину я хорошо представляю себе высокой, гибкой, у нее черные волосы, на лице почти всегда улыбка. На най длинное черное платье и две пары туфель, одни маленькие, а другие по­ больше, на высоких каблуках". ___Гр1Ю,ря_ о__том_,_ч_ьими глазами показана Дина в той или иной а Я и к н Е.А. Опыты литературного анализа. М.: Просве­ щение, 1972, с. 12. • i 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=