ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
него нет чувства товарищества. Л особенно автору нравится Ди на, он пишет о ней с нежностью". Толстой, рисуя внешность своих героев с помощью отдельных деталей, выявляет одну, основную, которую постоянно подчерки вает. Особенно ясно это видно в описании Дины. Напомним неко торые строки текста: " ...- прибежала девочка, тоненькая, ху денькая, лет тринадцати, глаза черные, светлые и лицом краси вая"; "присела Дина на корточки, глазенки так и блестят как звездочки"; "глаза как у кошки в темноте светятся" и т.д. Не останавливаясь на других деталях-сравнениях, отметим, что каждый раз эта деталь - глаза - повторяясь, приобретает добавочный смысл. По справедливому мнению Е.А.Маймина, "деталь позволяет читателю легко опознать персонаж по его постоянному внешнему признаку, но она же, попадая каждый раз в новый кон текст, представляет героя по-новому, помогая создавать тем самым живой образ героя" Несколькими точными штрихами Л.Н.Толстой рисует зритель ный портрет Дины. Выявляя детали портрета в тексте, ученики легко воссоздают портрет Дины в своем воображении. Успешность создания подобной работы обеспечивается тем, что у детей уже •сложилось определенное "видение" на основании разбросанных по всему тексту деталей. Анализируя выбранные детали и определяя основную "доминанту", мы предлагаем ученикам собрать воедино все детали текста в словесный портрет Дины, отталкиваясь при этом от характерной черты наружности. "У Дины красивые глаза, большие, черные и очень светлые. Когда она волнуется или радуется, то глаза у нее блестят как звездочки. Она тоненькая, подвижная, легкая, как маленькая козочка". "Дина была невысокого роста. Ее черные глаза добродушно блестели. Дина была хорошо одета, потому что ее отец был бога тым". , = "Дину я хорошо представляю себе высокой, гибкой, у нее черные волосы, на лице почти всегда улыбка. На най длинное черное платье и две пары туфель, одни маленькие, а другие по больше, на высоких каблуках". ___Гр1Ю,ря_ о__том_,_ч_ьими глазами показана Дина в той или иной а Я и к н Е.А. Опыты литературного анализа. М.: Просве щение, 1972, с. 12. • i 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=