ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

Сам факт приспособления русской речью антитетических единств для выражения противодействия и противостояния указывает еще и на то, что стилистика и логика - наука о высшей форме выражения мысли и н^ука о высшей форме мышления - солидарны в поисках все более совершенных средств передачи как реального, так и художественно воображенного* Творческое применение Львом Толстым антитетиче­ ских единств, последовательное и целенаправленное развертывание их структурных форм применительно к условиям употребления подтвержда­ ют, что для писателя антитетические единства не были заштатным, безнагрузочнш материалом: они стабильная составная часть его постоянно совершенствовавшейся стилистической системы. Обратимся к статистическим данным, извлеченным из романов "Вой­ на и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Условно признаем, что первое произведение состоит из т р е х равновеликих /по объему/ сопоставляемых частей, второе - из двух, третье - из о д н о й . Сплошная выборка показывает: на одну сравниваемую часть* в каждом из названных сочинений приходится в среднем по 12 антитетических единств. Итоги анализа: а / под пером художника антитетические единства - не спорадическое явление, оно не определяется только наличными планами сюжета; б / число антитетических, единств в худо­ жественной прозе писателя если и не растет из романа в роман, то во всяком случае и не уменьшается; а это уже факт стабильного при­ сутствия АЕ в авторской речи; в / объемы /размеры, протяженность/ АЕ не вдут на убыль по мере роста художественного мастерства рома­ ниста, и антитетические периоды у него не то, что "почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясности мысли". ^ Поскольку писательбкий труд есть творческий процесс отыскания нужных слов и единственной верной связи их, - процесс, который определяется конкретной системой образов в конкретных условиях их развития, постольку находить новые связи слов - значит так или иначе отступать от стандартных словосочетаний, вводить художествен­ но и эстетически значимую согласованность частей предложения / и ряда предложений / , совмещать серии композиционно-синтаксических образований в полипредикативше единства, единства - во фрагменты, последние - в законченные тексты-произведения. Поэтому на всех уровнях синтагматических отношений в этих по-разному организован­ ных и неодинаково разветвленных многозвенных синтаксических един­ ствах предметом особой заботы писателя является забота о целесо­ образности использования слагающих синтаксического единства.В ан­ титетическом единстве /как частной разновидности полипредикатив- ного единства/ основополагающие комбинации элементов, присущие 96

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=