ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

лексико-грамматическими средствами /мы не станем указывать их/. Обратш внимание на соотношение смыслов всех этих - последователь­ но нанизываемых - членов: "победоносное русское войско возвраща­ лось изведанного неприятелю Севастополя"; "вся Россия торжествова­ ла уничтожение черноморского флота, и белокаменная Москва встречала и поздравляла с этш счастливым событием остатки экипажей этого флота и . . .кланялась в ноги"; "Россия ...оплакивала потерю двух великих лвдей, погибших во время войны /одного, увлекшегося жела­ нием как можно скорее отслужить молебен в упомянутом соборе и пав­ шего в полях Валахии, но зато и оставившего в тех же полях два эс­ кадрона гусар, и другого, неоцененного человека, раздававшего чай, чужие деньги и простыни раненым и не кравшего ни того,ни другого/1'; "во всех городах задавали с речами обеды севастопольским героям и им же, с оторванными руками и ногами, подавали трынки, встречая их на мостах и дорогах"; "появились журналы под самыми разнообразными знаменами, - журналы, развивающие европейские начала на европей­ ской почве, но с русским миросозерцанием, и журналы, исключительно на русской почве, развивающие русские начала, однако с европейским миросозерцанием", "появились плеяды писателей, мыслителей, доказы­ вавших, что наука бывает народна и не бывает народна и бывает нена­ родная" и т . д . Действительно, сверхсложное синтаксическое по­ строение здесь так же необходимо, как "необходим дорогой оклад на особо чтимой иконе" /Еггафаний Премудрый/: такая громоздкая синтак­ сическая форма соединяет в одно целое развернутые элементы широко­ го контрастного восприятия художественной действительности, ч т о при ином строе речи оказалось бы менее логически сцепленным, не так впечатляюще сопряженным, менее способным резко противопоста­ вить антонимированные понятия и не так художественно полноценным. В этом как раз и обнаруживается проявление того принципа, какой провозгласил Л. Толстой в дружеском совете А. А . Фету и какого о постоянно придерживался писатель в своем творчестве. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=