ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

построений в одно целое: уступительные и противительные союзы,про­ тиводействующие по семантике словосочетания, интонации противитель- ности, несовместимости, несоответствия и т. д. Постоянные и широко разветвленные связи внешнего с внутренним, центростремительного с центробежным в мыслях, поступках, вообще в жизни героев требовали от JI. Толстого обновления форм передачи этих связей. Писатель находил пути и средства обновления, а чаще - создавал их. Так, Л. Толстой расширил рамки антитетических перио­ дов, вынося члены повышения / по-другому: члены п е р и о д а / в позиции смежно расположенных абзацев /объем каждого из этих абза­ цев равен соответственно объему члена повышения/ f что у последук> щих писателей стало восприниматься вполне естественным и не каза­ ться напоминанием "писания наших старых приказных"; он разработал синкретическое единство, совмещающее в себе композиционно-синтак- сические черты /признаки/ анафорических рядов и антитетического периода с паратаксисом. 6 Во всех этих единствах в той или иной мере обнаруживаются редчайшие изгибы построения, нечастая ритмоме­ лодика сложных синтаксических целых и далеко не стандартное нани­ зывание идентичных компонентов; здесь, говоря словами А. П. Чехо­ ва, как на военном корабле, ничего нет лишнего и всё к месту: стройная синтаксическая группировка элементов разных уровней,обес­ печенные смыслом модификации формы, естественно возникающее напря­ жение в ожидании заключительной части единства, истинно прозаиче­ ский ритм - размашистый на всем пути антитетического развития мысли, но не исчерченный в своих переходах интонационными сбивами, затяжными неестественными паузами и досадными какофоническими при­ лепами. При этом нельзя не заметить, что даже избыточно привнесен­ ные в строй единства некоторые компоненты и повторы-усиления ^ не вредят общей смысловой сбалансированности и композиционной слажен­ ности частей, звеньев, словосочетаний, словоформ* Антитетическим периодом-раритетом начинает Л. Толстой повесть "Два iycapa". Автору потребовалось немногим менее 200 слов, чтобы в большом и малом противопоставить "век нынешний" /начало XIX сто­ летия/ и "век минувший" /прежние "наивные времена"/. По структуре этот период - гипотактический, по логико-стилистической направлен­ ности - антитетический /антитетическая художественная зарисовка "кусочка" русской действительности, по способу включения в компо­ зицию произведения - период-экспозицй^ ® Инициальный период в "Декабристах" /его объем - до 7D0 слов/ построен на антитетических отношениях, поэтому он 'Упакован"/ по Л. В. Щербе / и fbклеен”/ по М. В. Ломоносову / противительными 93

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=