ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
ее прелести" /"Анна Каренина", ч . 1, гл. 2 3 /. Почему у Л. Толстого в произведениях разных лет и несхожих по сокетам повторяются многие модификации АЕ? Почему у этого писате ля отыскивается случаи тождественного использования композиционно го рисунка синтаксического единства и даже повторения лексических средств в составе идентичных компонентов? Почему по отношений к разным персонажам автор неоднократно применяет АЕ вообще и даже из бранные модификации их? Отвечая на эти вопросы, можно указать при чины разных измерений - объективные, субъективные, лингвистические, экстралингвистические и т. д .; однако есть и всеобщие причины. Сходство в построении единств и повторение их в различных произве дениях, в частности, объясняется жизненной верностью душевных по трясений, "одноликостью" многих переживаний у героев, правдивым от бором и анализом всех "з а1' и " п р о т и в " в поступках однотип ных человеческих характеров, ролью типических обстоятельств д л я с х о д н о г о п о в е д е н и я персонажей, общностью социаль ной среды, диалектической повторяемостью "по спирали" жизненных проблем и единством кодов в решении многих из них. Есть причины иного порядка: модель в языке задана не на единичный случай ее ре ализации, она не может быть израсходована в разовом употреблении, и чем больше ее потенциальные возможности, тем чаще и результатив нее ею оперируют художники. Там, где Толетой-художник посвящает читателя в морально-этиче ское самоврачевание героев, в слагающие этого своеобразного суди- лица их над собою, там, где "жестокое всевидение" /Ромен Роллад/ писателя-реалиста направлено против развращающего, убивающего на родные силы "строя жизни", там, где великий гражданин Руси подни мает руку, вооруженное правдивым пером, за справедливость, единую для имущих и неимущих, - там опять антитетические доводы и контр факты, примирение и резкое отталкивание , согласие утомленного сердца и протест взбудораженного разума, - опять антитетические анафорические ряды, антитетические периоды, антитетические катехи- зическиэ единства с сериями антонимических пар и набором других языковых средств противостояния и противоборства, — опять цепь ло гико-стилистических и эвритмических условий рассечения и встречно го объединения мыслей, полных резкого противопоставления, контрас тных образов, исключительных несоответствий между "осколками жиз ни" /пламенным чарующим словом и безнравственно-отталкивающим по ступком; обременительными поисками и жалкими результатами; дорого стоящей надевдой и дешевой убийственной расплатой/, - опять нали цо надлежащие всему этому средства сцепления многокомпонентных 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=