ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
тральных средств: опытный читатель безошибочно улавливает их экс прессивную и эстетическую нагрузку, а суродай карандаш редакторов- грамматистов часто щадит их присутствие в тексте* Проникновение в тонкости и изгибы душевной жизни героев требова ло от Л, Толстого не созерцательного описания того, что было и что происходит, а постоянного психологического анализа, какой невозмож но передать простой констатацией представлений, безаффектного сора- довашя и сочувствия. Здесь нужна не ритмически нейтральная проза, а такая композиционно-синтаксическая материя, в которой изгибы рит ма и структурные переходы являются эстетически значимыми средствами воздействия /п.о Толстому: "один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие • лщи заражаются этими чувствами и переживают их"^/ и в которой ху дожественное упорядочение "неровных" синтаксических групп, концен трированное повторение сродных /идентичных/ компонентов и глубоко эшелонизированный, стилистически нагруженный параллелизм есть пока затель речевой актуализации и материал аналитического процесса худо жественного отражения и обобщения. Практика свидетельствует: антитетические единства необходимы, когда писатели /шире - говорящие/ стремятся показать, как в одина ковых жизненных перипетиях по-разному чувствуют, думают и ведут се бя лоди, как нередко в человече'ской натуре происходит слом и лучшее в ней переходит в противоположное - отталкивающее, гадкое, преступ ное. Лев Толстой часто прибегает к АЕ, например, при выражении са моанализа Нехлодова и при передаче "извинительного суда" им над со бой; автор сосредоточивает АЕ в сценах душевных потрясений героев и в изображении ситуаций борьбы чувства и рассудка у них; последо вательно и мыслеемко вводит романист АЕ во внутреннюю речь персона жей, мятущихся под укором совести и под оглушительно резкими вспыш ками здравой рассудочности; изобразительно свежо, творчески непов торимо, композиционно безупречно использует Л. Толстой АЕ в сценах jb- в картинах, полных страстного гнева, невыраженного протеста, фи зических и душевных мук; высока сила воздействия АЕ на читателя и там, где Л. Толстой в круг синтаксических единств других типов и задов включает антитетические единства, идущие от авторского пони мания ситуации, от писательского взгляда на поступки, от возможной /или безусловной/ читательской оценки содеянного персонажем. Чита тель долго помнит художественно впечатляющие места из "Воскресенияу где на близком расстоянии /почти контактно/ использованы АЕ, чтобы с о в о к у п н о передать настроения Нехлюдова - то искренне проистекающие от столкновения оценок гадкого и осознанных требова- 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=