ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

тральных средств: опытный читатель безошибочно улавливает их экс­ прессивную и эстетическую нагрузку, а суродай карандаш редакторов- грамматистов часто щадит их присутствие в тексте* Проникновение в тонкости и изгибы душевной жизни героев требова­ ло от Л, Толстого не созерцательного описания того, что было и что происходит, а постоянного психологического анализа, какой невозмож­ но передать простой констатацией представлений, безаффектного сора- довашя и сочувствия. Здесь нужна не ритмически нейтральная проза, а такая композиционно-синтаксическая материя, в которой изгибы рит­ ма и структурные переходы являются эстетически значимыми средствами воздействия /п.о Толстому: "один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие • лщи заражаются этими чувствами и переживают их"^/ и в которой ху­ дожественное упорядочение "неровных" синтаксических групп, концен­ трированное повторение сродных /идентичных/ компонентов и глубоко эшелонизированный, стилистически нагруженный параллелизм есть пока­ затель речевой актуализации и материал аналитического процесса худо­ жественного отражения и обобщения. Практика свидетельствует: антитетические единства необходимы, когда писатели /шире - говорящие/ стремятся показать, как в одина­ ковых жизненных перипетиях по-разному чувствуют, думают и ведут се­ бя лоди, как нередко в человече'ской натуре происходит слом и лучшее в ней переходит в противоположное - отталкивающее, гадкое, преступ­ ное. Лев Толстой часто прибегает к АЕ, например, при выражении са­ моанализа Нехлодова и при передаче "извинительного суда" им над со­ бой; автор сосредоточивает АЕ в сценах душевных потрясений героев и в изображении ситуаций борьбы чувства и рассудка у них; последо­ вательно и мыслеемко вводит романист АЕ во внутреннюю речь персона­ жей, мятущихся под укором совести и под оглушительно резкими вспыш­ ками здравой рассудочности; изобразительно свежо, творчески непов­ торимо, композиционно безупречно использует Л. Толстой АЕ в сценах jb- в картинах, полных страстного гнева, невыраженного протеста, фи­ зических и душевных мук; высока сила воздействия АЕ на читателя и там, где Л. Толстой в круг синтаксических единств других типов и задов включает антитетические единства, идущие от авторского пони­ мания ситуации, от писательского взгляда на поступки, от возможной /или безусловной/ читательской оценки содеянного персонажем. Чита­ тель долго помнит художественно впечатляющие места из "Воскресенияу где на близком расстоянии /почти контактно/ использованы АЕ, чтобы с о в о к у п н о передать настроения Нехлюдова - то искренне проистекающие от столкновения оценок гадкого и осознанных требова- 90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=