ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

В. Л* РИНБЕРГ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. ТОЛСТОГО И ЕГО АНАЛОГИ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Внутренний монолог, граничащий в системе способов чужого вы­ сказывания с несобственно-прямой и прямой речью, представлен в романах Л* Толстого двумя вариантами: беззвучно-речевым /БВМ/ и параллельным внутренним монологм А Ш / . Специфика первого подчер­ кнута в известной мере его наименованием - это беззвучные скрытые переживания литературного героя, переложенные писателем на словее- но-интонационную ткань того же персонажа. Название второго менее прозрачное: им обозначается параллельная функция внутренних чувств художественного образа - невысказанной речью, соответственно озву­ ченной художником, и изменениями в лице /теплой улыбкой, холодным взором, блеском глаз и т. п ./ , поворотом головы, туловища и т. д . Рекомендуемый термин., вместо бытующего в литераоуре "двуплановый" /В . В. Виноградов, Вл. А. Ковалев/, оправдан не только параллель­ ной констатацией психологического процесса, но и коммуникативной направленностью - оба компонента / беззвучная речь и "телодвиже­ ния" / в равной мере некоммуникативны или, точнее, ситуативно~ком~ муникативны. Например: "Нет, не надо говорить, - думал он...-Это новое не изменило меня, не осчастливило..., но жизнь моя теперь, вся моя жизнь-., имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!" /9 , 421 /; "Кто тут? Зачем? Подовдите!" - как буд­ то говорило лицо Анатоля" /4 , <93/.^ Внутренний монолог в творческом наследии Л. Толстого привле­ кал внимание исследователей разных времен: его описывали в психо­ логическом, литературоведческом и лингвостилистическом плане* И в этом общем штоке оказался более изученные популярный вариант внутреннего монолога - БМВ. Структурно-семантические контуры ма­ лоизвестного варианта /ПВМ/ в литературном наследии Л. Толстого и выявление его аналогов в современной художественной прозе со­ ставляют основную задачу настоящей статьи. ПВМ как вариант внутреннего монолога отмечен определенными грамматическими параметрами и экстралингвистичесними отношениями: диалогическими моделями /ниже подробнее об этом/; как правило,не­ развернутым строением; стереотипным кругом вводящих глаголов / выражал, как будто говорил, говорил f сказал, как будто сказал, спрашивал, улыбнулась и т . п ./ ; временной ограниченностью отра­ женного в модели ПВМ психического процесса по отношению к объе­ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=