ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

7 / Бабахалова JI. Т. Структурно-семантические' особен^00™ антитезы как стилистического приема. АКД, М ., 1971. 8 / Брандес М. П. Стилистический анализ. М ., 1971. 9 / Андронников И. JI. Об исторических картинках, о i fp °9e Льва Тол­ стого и о кино. Я хочу рассказать вам. М ., 1965, с^ ® 5 * 10/ Там же, с. 288. Н. М. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В ПОВЕСТИ ЛЬВА ТОЛСТОГО " С М Е Р Т Ь И В А Н А И Л Ь И Ч А " В художественной литературе слово, наряду со с®оим обычным зна‘ чением, получает еще и художественное содержание. ПоэтомУ актуа­ лизация потенциального, наполнение живым смыслом к°нвенциального в языке" * и изучение путей такого наполнения щ^едставляется важным и существенным. В самом общем плане под актуализацией понимаю# реализацию по­ тенциальных свойств языковой единицы, приспособлен® ее к Данной речевой ситуации,^ что служит цели воплощения худс’#ественной дей" ствительности. Актуализация, как правило, помимо #^его прочего, связана с нарочитым выделением языкового средства» 00 стремлением писателя акцентировать внимание 'именно на нем. Актуализация прилагательного в повести Л. ТолР^0143 СмеР®ь Ивана Ильича" обнаруживается на разных языковых уровнях,но всегда предполагает активизацию адъективного значения. На лексическом уровне актуализация связана с активизацией лексического значения в слове, осложнением его семантической стру­ ктуры, которое проявляется часто в двуплановости 0ГО значения,со­ здании образной перспективы слова в художественно^ тексте; послед­ нее связано с функционированием в тексте особых е ^ дов прилагатель­ ных-определений /синестетических и метонимически#/* с С03Данием смысловых контрастов, лексических повторов, пост{к,ением синоними- * ческих рядов и т . д . В названной повести Л. Толстого стержневое прилагательное час­ то дается в перспективе: в синонимических прилаг^ельных» одноко­ ренных существительных, наречиях, глаголах, т. е* контекст поддер­ живает и развивает содержание опорного слова-пр#0,гательного*^'а- кими ключевыми словами-проводниками основной иДеи повести и используемыми в плане образной перспективы средотеаш являются 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=