ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

стилистический прием совмещения различных пйанов описания с целью создания динамического эффекта* Следует особо подчеркнуть, что заданный здесь параметр диспозиционной подачи всего эпизода нигде не нарушен и служит как бы общей направляющей, по которой более мелкие эпизоды, сталкиваясь и разбегаясь, движутся в едином на­ правлении, создавая емкий динамический образ танца. Напряженность эпизода "Экзекуция" передана также чередованием различных планов описания, причем доминирующим здесь является средний план, где планы "наказываемого" и планы "полковника" со­ единяются, Это создает параллелизм структуры, на фоне чего всего одиознее контраст между "твердой, подрагивающей походкой" полков­ ника "с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами" и наказываемым, который, "дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу ... под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами" двигался сквоэь строй солдат. Таким образом, в целом эти два эпизода не только не проигры­ вает в динамике, заданной,казалось бы,однообразной диспозиции,нс^ наоборот, однообразие постоянного фона рельефно оттеняет разнооб­ разие динамического рисунка, создаваемого.совмещением различных планов описания. Приведенный анализ позволяет наметить общую тенденцию стили­ стической организации рассказа и выделить ее основные организую­ щие категории. Ими являются: повтор, совмещение и противопостав­ ление, пронизывающие все уровни текста рассказа. Сочетание этих категорий, организующих различные уровни текста тем или иным спо­ собом, создает неповторимый стилистический рисунок рассказа. П р и м е ч а н и я : 1 / Л. Н. Толстой. Рассказы. Тула, 1951. В дальнейшем страницы в тексте даются по этому изданию. 2 / Под композицией понимается расположение и соотношение состав­ ных частей во времени. 3 / Оба термина заимствованы из работы Л. С. Выготского "Психоло­ гия искусства" М * 9 1965/. * 4 / Для различения понятий композиции как уровня текста и “ком­ позиции1* как формы- изложения событий второе берется в кавычки. 5 / 0 композиционной рамке см.: Успенский Б. А.. Поэтика компози­ ции. Структура худ. текста и типология композиционной формы.M.j 1970. 6 / Гельгарцт Р. Р. Рассуждение о диалогах и монологах./К общей теории высказывания/.-Сб. докладов и сообщений лингвистического общества, вот. 1, т . П, Калинин, 1971. 65 5-383

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=