ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

варьировании единицами разных уровней для достижения определенного стилистического эффекта. Примером "стилистического подавления" од­ ного уровня с целью использования его как однотипного фона для более рельефного варьирования единицами другого уровня, необходи­ мого в данный момент, может служить использование JI. Толстым ди­ спозиции как фона, на котором писатель добивается эффекта динами­ ческого описания эпизода. Этот эффект получил в лингвистике назва­ ние кинематографического. ® И. JI. Андронников, анализируя прозу Л. Н. Толстого, подметил "совметценш в ней разных восприятий одного и того же события", ^ выделив три плана описания события: крупный, средний и общий. Эти три плана дают возможность объемного / хотя и только внешнего/ описания событий. Одним из видов такого внешнего описания будет также передача прямой речи участников события /цитация/. Внешние формы описания события противопоставлены внутренней форме описа­ ния события с дополнением в виде внутренней прямой /цитации/ и косвенной речи. Обобщим сказанное в таблице, сделаем раскадровку одного из вы­ деленных эпизодов /"Мазурка"/. Цифры в столбцах таблицы указывает на очередность следования событий в эпизоде. Таблица 1 П л а н ы о п и с а н и я внешний в н у т р е н н и й описание! ц и т а ц и я прямая речь! косвен. крупн. средний общий цитация 1.пол- 4 . зала 1.Надо все ь . t'ac- 8 .чтоб вы- ?. Мысль о ковник 1 3 .зала по закону, СКязчик возить и сапогах 2 . пол16. Ну, все /И . В ./ одевать 15. Я ска­ ковник равно,пройлюбимую зал,что не 3 .Вареньдитесь вы с дочь... я ее кава­ ка нею. лер. И .полЮ.Уми- 8 . Он не по­ ковник ление купает ^.ВареньИ. В. модных ка 18 .Описапог, а 13. полсание носит до­ ковник чувств модельные 1 7. пол- И. В. 6 .сапо­ ги 9 . нос­ ки сапог ковник распределение планов по различным рубрикам демонстрирует 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=