ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
гостей, мы / сугубо ,fличностному','/ сердито сказал кузнец, сказал 22» улыбаясь, я, она/. В целом указанные средства и служат целям отграничения внешних диалогов от внутренних. Во внешних комментариях налицо два знаменательных повтора : повторение фраан "спросили мы" и фразы "сказал один из нас" /см . с . 59 , 69 и с . 62, 69/* Эти повторы дублируют / на уровне автор ского описания / содержательную рамку рассказа. Первый повтор под держивает внешнюю рамку рассказа, второй является рамочным конту ром диспозиционной части рассказа. Роль рамочного повтора играет и прямая речь, начинающая и за вершающая произведение. Формально здесь использован кольцевой ох ват: "Вот вы говорите,.."/с. 5 9 /, "А вы говорите..." /с . 6 9 /; он служит внешним оформлением целого ряда промежуточных семантичес ких повторов, 'выполняющих одновременно и функцию семантического объединения далеко отстоящих друг от друга высказываний, и функцию создания рашчной повествовательной канвы. Открывает рассказ вы сказывание: "Вот вы говорите, что человек не может сам по себе по нять, что хорошо, что дурйо, что все дело в среде, что среда за едает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скаадг..." / с. 59 / . Далее /после абзаца, содержащего характеристику И .В ./ повествование продолжается как будто бы без перерыва / здесь ис пользован повтор-подхват / : "Я про себя скажу... Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого". Да лее на с. 60 тот же несколько ввдоизмененный повтор-подхват:"Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее - у т р а ..." И нако нец, заключительная часть последнего абзаца рассказа /"Так вот ка кие бывает дела и отчего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите", - закончил о н "/, лексика которого не со держит ничего нового по сравнению с лексикой предыдущих абзацев. Выше мы указывали, что повтор "сказал один из нас" на уровне авторского описания служит границей диспозиционной части расска за, в которой излагаются основные его события. Но очевидно, что и в диспозиционной части не все ее события одинаково значимы для сюжета. Между тем, в силу необходимости, диктуемой диспозицией, события хронологически должны следовать друг за другом. Как же вццелить главные? И опять на помощь приходит рамка. Если рамка строилась раньше посредством повтора единиц одного уровня /пов торов на уровне композиции, на уровне типов речи, на лексическом уровне / , то теперь она строится путем совмещения повторов раз ных уровней. Эта рамка и позволяет выделить из всех событий дис позиционной части дйа содержательно противопоставленных эпизода 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=