ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

С. А. ФЩДРИХ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО "ПОСЛЕ БАЛА" Рассказ "После бала" - благодатный материал для стилистики: он содержит в концентрированной форме все черты, свойственные пи­ сателю мудрому, стилисту придирчивому и художнику тонкому и взы­ скательному* В нашей статье будет обращено внимание на выявление общих за­ кономерностей стилистической организации текста. В рассказе "После бала"^- Четкая структуркая завершенность, в основе которой лежит, совмещение двух повествовательных планов: н а с т о я щ е г о - беседа Ивана Васильевича / в дальнейшем - И. В. / с друзьями и п р о ш е д ш е г о - рассказ И. В. о "де­ ле прошлом", о его любви к Вареньке Б. Кавдый тематический план повествования имеет временные рамки: настоящее /беседа/ ограниче­ но высказываниями И. В. по поводу роли случая в перемене жизни, прошедшее - начало и конец любви И. В. к Вареньке. Содержательная завершенность наложенных друг на друга типов повествования отражается и подцеживается всеми уровнями текста рассказа. Так, его кошозиция 2 представляет собой совмещение двух возможностей изложения событий: "диспозиционного" /события располагаются в хронологической последовательности, рассказ И.В. о своей любви к Вареньке/ и "композиционного" /события излагают­ ся в ахронологической последовательности,^ беседа И* В* с друзь­ ями/. Наложение "кошозиции" ^ на "диспозицию" создает эффект непринужденной беседа, в ходе которой раскрывается история люб­ ви. Однако совмещение "диспозиции" и "композиции" прослеживает­ ся не по всей канве рассказа; оно обрамляет только его начальную и конечную стадии; основные же события /конец бала и следующие потом события/ выдержана в четко диспозиционном плане. Так, чис­ то формальными средстваш - варьированием на уровне композиции - внимание читателя приковывается к событиям, важность которых для рассказа подчеркнута его названием. Совмещение "диспозиции" и "композиции", повторенное в начале и в конце текста рассказа,со­ здает его композиционную рамку. ® Совмещение и повторы композиции актуализукхгся на уровне ти­ пов речи совмещениями и повторами речи / а в т о р с к о й / , монолога и диалога. 6 "Диспозиция" представлена монологом И .В ., "композиция" - репликами И. В. и его собеседников, совмещенными с речью автора / Льва Толстого / . 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=