ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

К. Г. СЕМ5НКИН РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОН/ЦКЕЙ В "СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ" ЛЬВА ТОЛСТОГО Прямая речь - наиболее типичный способ самовыражения действу­ ющих лиц художественного произведения. Здесь важны не только со­ держание высказывания, но и его форма: превде всего с ней связан высокий ход ассоциаций, отраженных в сложнейших узорах условных связей авторского ума. ^ С лингвистической точки зрения наиболь­ ший интерес представляет именно эта, вторая сторона прямой речи. В "Севастопольских рассказах" обычной формой проявления прямой речи является диалог. Диалоги персонажей здесь носят иногда ино­ сказательный характер. Например: " - Что, брат, на улице не поси­ дел? али не весело девки играют? - сказал один голос. - Такие песни играют чудные, что в деревне никогда не слыхива­ ли, - сказал, смеясь, тот, который вбежал в блиндаж. - А не любит Васин бомбов, ох, не любит! - сказал один из ари­ стократического угла" / 200 /. ^ Избранная автором форма диалога позволяет при максимальной экономии языковых средств нарисовать жизненно достоверную карк­ ну, показать и социальную принадлежность говорящих, и обстоятель­ ства, в которых они находятся, и их нравственное состояние, и от­ ношение писателя к своим героям. Другие способы речевых характеристик - несобственно-прямая и внутренняя речь, также широко используемые в "Севастопольских рассказах", не имеют таких "расхождений" между подлинным содержа­ нием высказывания и ее словесным оформлением. При этом нередко внутренняя речь служит в качестве своеобразной расшифровки внеш­ ней речи. Так, штабс-капитан Михайлов, который вызвался идти на бастион вместо притворившегося больным Непшитшетского, размышля­ ет: "Наверное, мне быть убитым нынче... Я чувствую. И главное, что не мне надо было идти, я сам вызвался. И уж это всегда убьют того, кто напрашивается. И чем болен этот проклятый Непшитшет- ский? Очень может быть, что и вовсе не болен, а из-за него убьют человека, а непременно убьют. Впрочем, ежели не убьют, то, вер­ но, представят... Ежели не выйдет майора, то уж Владимира навер­ н о ..." / 120 / . Первоэлементом, важнейшим строительным материалом речевых характеристик является слово. "Слово, - говорил В. В. Виногра­ дов, - переливает экспрессивными красками социальной среды. 0т- 49 4-383

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=