ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
ложный оттешк смысла, благодаря чет,му развенчивается показное вели чие человека, который только в собственных глазах остается великим. Этому способствует также контекст с тесным переплетением прямых и переюсных значений слов, при этом ,достаточно велика роль прилагаг- тельных, так как Наполеон больше позжазан статически* йго оценка че рез отношение окружающих: то он "неэпрестанно оглушаемый восторжен ными криками", то "предшествуемый ззамиравшими от счастья, востор женными.** егерями", то "несколько человек... в стекающем ручьями мокром платье, восторженно глядя наа то место, где стоял Наполеон,но где его уже не было, и в эту минуту считали себя счастливыми". В этих определениях явно прослеживеается иронический подтекст. В ином клше обрисовывается лютность Кутузова, тесно связанно го с народом, человека с глубокими чувствами, опытного полководца, но уже немолодого, усталого. Рельесфно выглядит он в разные моменты развития военных действий; в состоянии бодрого, веселого располо жения духа он "кротко улыбается; говорил приятным голосом с нежно певучей лаской" о 0 его ласке и доэброте JI. Толстой пишет неодно - кратно, как об "олицетворении всегго доброго, русского и крутого". Привлекательна и главная особенность его речи - непосредственность: то он "желчно засмеялся", то"вскрдокнул..., захлебываясь закричал"* Порою за малозначащими словами скррьгвает он глубокие чувства и думы, ясные и отчетливые намерения. Как воплощение русского духа воспри нимаем мы его личность, хотя авто|р и не дает обстоятельных описаг- ний, подчеркивая лишь его "сосредоточенно спокойное внимание и на пряжение". Скупые, на первый взгляд,художественные средства, используемые Л. Толстым, также можно назвать оюсрецоточенными в особом семанти ческом соотношении лексем, выстушающих в широкой определительной роли. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=