ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
смыслу слов в новом контексте, дополняющем рисунок образа. Одни и те же лексеш вступают в новые сочетания с другими словами и приоб ретает дополнительные оттенки значений. Благодаря этому произведение представляется единым гармоническим целым, в котором, как на полот не, краски распределены в соответствии со степенью освещенности, и можно видеть передний и глубинный план изображения. Общее в значе нии прилагательных и глагольных словосочетаний создает семантико- стилистическую перспективу произведения, делает описание объектив ны^, достоверным* Таким приемом события всемирно исторического зна чения передаются через призму восприятия их отдельной личностью, воспринимаются в соответствии с характером и настроением героя в конкретной ситуации. У Льва Толстого образы / как социальные типы / даны в движении* Тот же Пьер, вызывающий улыбку, подкупает окружающих своей непосред ственностью, простодушием, "Ты один живой человек", - говорит ему Андрей. И проявления чувства у Пьера красочно описаны автором в простых, но емких по содержанию словах. Названный ранее "естествен ным", его взгляд подкрепляется естественностью проявления чувств: "под очками его текли слезы; он смутился: "Домой, - сказал Пьер,не смотря на 10 градусов мороза, распахивая медвежью цгубу на своей ши рокой, радостно дышавшей груди". Л. Толстой характеризует его как человека, всегда оживлявшего и объединививго всякое общество. Живо писность изображения достигается использованием слов одного семан тического плана "в /разных их формах, а порою и повтореним лексем. Подчеркнутая качественная характеристика дается нарочитым использо ванием одного слова с многоплановым значением: "После семи лет суп ружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек... Все хорошее и дурное в себе он чувствовал смеавнным и затемнившим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо; все не совсем хорошее было от кинуто” . Понятия дурное и хорошее представлены в сложном взаимо действии и проявлении. Двойственность ощущений присуща князю Анд рею. После Аустеряицкого сражения и отказа Наташи князь Андрей,не желая показать своих страданий, ^говорил оживленно, но вновь поя вившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. "Да, я здоров"- отвечал он и усмехнулся... Пьеру было ясно, что усмешка его гово рила: "Здоров, но здоровье мое никому не нужнсР. Пьер узнавал те перь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле, для себя чуждом,только для того, чтобы заглушить душевные мысли1'. Вкспрессивно-стилистические возможности глагольных форм Львом 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=