ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
и в дальнейшем повествовании детализируются, уточняются лексемами того же семантического плат /обычно в глагольных словосочетаниях с определительным в широком смысле значением/. Например, первые слова о князе Василии - "важном и чиновном" - становятся определя ющими в его поведении на всем протяжении романа. Слова эти стано вятся ключевыми в раскрытии образа. Говорил он "всегда лениво..., небрежным тоном ..., со всегдашней фамильярностью... Отвечал, ни сколько не смущаясь такою встречею... со светлым выражением плос кого лица". С такой же иронией JI. Толстой описывает отношение кня зя Василия в разных частях романа: перебил; нетерпеливо продолжал; почти неучтиво неохотно слушал; сказал, улыбаясь более неестествен но и одушевленно, чем обыкновенно и т. д . Одноплановая по семанти ке лексика раскрывает содержание доминирующего определения "важный и чиновный", характеризует ограниченность этого человека, чинопочи тание в придворном обществе, пустоту души при напыщенности слов. Таким путем JI. Толстой вскрывает внутреннюю пустоту действующего лица и среды. В том же плане построены и ремарки, сопровождающие речь других посетителей салона Шерер, не менее знаменательные для показного интереса к жизни, стремления скрыть пустоту мыслей,свой ственной этой среде. Так создается Л. Толстым динамическое соот ветствие определяющей характеристики и изображения героя в опреде ленной ситуации. Основный средством для этого служит семантическое взаимосоонветствие слов из различных грамматических категорий. Сло ва качественной оценки - прилагательные - сменяются обстоятельст венными членами предложения; объективные оценки снимаются рядом стоящим поясненшм. Первый прием прослеживается последовательно, например, при раскрытии черт характера Андрея, Наташи, Пьера.При- мер второго приема : "Государь нашел то, сделавшееся потом знаме нитым, изречение, которое самому ему понравилось". Третий прием образной характеристики - оценка действующего лица через отношение к нему окружающих. Так описывается Наполеон. Значение слов, их вещественное содержание богато варьируются в произведениях Л. Толстого. Семантическая многоплановость - это отношение языковых единиц к обозначаемый! ими предметам, свойствам в прямом, уточняющем и противоположном сшсле. Особой глубины изобоаженш характера достигает Л. Толстой при обрисовке внешнос ти, речевой характеристике и детализации поведения главных героев романа. Семантическая многоплановость лексики, используемой в та^ ких случаях, необычайно многообразна, однако здесь нет пестроты эпитетов и сравнений. Больше того: наблюдается повторение одноко ренных лексем, определяющих ведущую черту характера и варьирующих 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=