ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

0 . Д. ПАВЛОВА СЕМАНТИЧЕСКАЯ МНОГОПЛАНОВОСТЬ СЛОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА и МИР" Художественный талант Л. Толстого полно проявился также и в умении органически слить языковые формы произведения с его содержа­ нием. Известно высказывание писателя о том, что искусство более об­ щедоступно, чем оно проще и яснее передает чувство. Следуя этому принципу, Л. Толстой стремится к предельной экономии изобразитель­ ных средств, особой их организации при описании необыкновенного богатства представлений и впечатлений. Эпопея "Война и мир" многопланова по содержанию и сложна по стилевым особенностям. Количество слов качественной оценки в этом произведший велико; тем большее значение приобретает способ их ис­ пользования. Передача сложной авторской мысли, глубокий внутренний пафос жизни многих героев и описание исторических событий строятся на основе особой семантико-стилистической перспективы романа. Она заключается в том, что художественное повествование ведется на ба­ зе некоторого количества клшевых слов-определений, расширяющих свои значения по мере развития сокета и изменения ситуаций, в ко­ торых действуют герои. Благодаря этому мы воспринимаем Андрея Бол­ конского, Пьера, Натащу и других персонажей как людей земных, мя­ тущихся, ошибающихся, но близких нам со всеми их достоинствами и недостатками. Философское осмысление Л. Толстым судьбы человека связано с выявлением его характера и отношений с окружающими.Уме­ ние использовать родственные лексемы для детального представления характера и его проявления в дальнейшем повествовании - одна из ве­ дущих особенностей романиста. Развитие образа происходит за счет все большего расширения сведений о нем благодаря возможности пред­ ставлять недосказанное автором, проникнуться лирической или драма­ тической настроенностью героя. Художественные характеристики Льва Толстого воплощались в языковых формах обычной, будничной челове- , ческой ре-си. У него нет расцвеченности фразы, хотя она порою слож­ на; нередки перебои в строе предложения, вызванные сложностью кол­ лизий, в которые попадают герои, и богатством их духовного мира, глубиной .психологических переживаний. Философское осмысление сущности человека, его судьбы начинает­ ся с портретной характеристики, очень лаконичной, но определяющей духовный облик личности; портрет создается двумя - тремя прилага­ тельными, которые становятся доминирующими в характеристике лица 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=