ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

раздосадованное выражение, глаза глядели до'бродушно-беззаботно /"Утро помещика"/, детски восприимчивая душа, детски-наивное вы­ тягивание губ, бессознательно-радостная улыбка, бессознательно­ радостное возбуждение, наивно-веселая улыбка, добродушно-шутливое лицо, детски-счастлтлво осталась поднятой губка /"Война и мир"/, натурально-спокойный голос, детски-рацостная улыбка, добродушно­ тупое лицо и др. Можно сказать, что деление персонажей, поступков, речей, вы­ ражений лиц на естественные, непосредственные, "натуральные", и на искусственные, фальшивые, "сделанные" - одна из приметных черт поэтики Льва Толстого, и противопоставленность двух групп сложных и слитных эпитетов - один из способов выражения этого контраста. П р и м е ч а н и я 1 / Сочетания слов и контексты приводятся по Собранию сочинений Л* Н. Толстого в 20 томах /Гослитиздат, М ., 1960-1965 г г ./ и Пол­ ного собр. соч. Ф . М» Достоевского в 30 томах /изд. "Наука", Л ., 1972-1976 г г ./. 2 / См.: Голосовкер Я. Достоевский и Кант. Изд. АН СССР, М ., 1963. 3 / Это особенность художественной речи Л.Толстого. В его письмах отмечается более свободное и необычное соединение частей в эпите­ те: благоразумно-пошлое слово, огромно умный человек /о Ф . Тютче­ ве /, равномерно сладкая поэзия природы, отрицательно нечаянно сделал ему больно и т. п. 4 / Рассматривать данные эпитеты в одном ряду с поэтизмами, как примету художественной речи, очевидно, нельзя. По данным "Частот­ ного словаря русского языка" под ред. Л.Н.Засориной, сложные эпи­ теты встречаются чаще в научных и публицистических и в газетно­ журнальных текстах / по рубрикам словаря/, чем в художественной прозе. 5 / Излюбленными словами Достоевского являются " с т р а н н о " , " с т р а н н о с т ь " . См.: Белов С. В . Неслучайные слова и де­ тали в "Преступлении и наказании". "Русская речь", 1975, Ш 1. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=