ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
аяйка"/ и т . п. Обыгрывание связано с тем, что для Достоевского ха рактерно усиление, эмоциональное нагнетание в тексте; сложный и слитный эпитет выполняет ту же функцию, что и эмоционально окрашен ные однородные прилагательные-определения: мучительно-безотвязная дума - мучительная, безотвязная дума ; подобострастная, сладкая улыбка - подобострастно-сладкая улыбка; нагло-фамильярный тон - наглый, фамильярный тон и т. п. В связи с этим нужно отметить, что у Достоевского самая харак терная и большая группа эпитетов та, у которых первая часть выража ет интенсивность или чрезмерность признака. Значение интенсивности или чрезмерности может быть основным или наслаиваться на основное при взаимодействии частей эпитета: усиленно-строгое выражение ли- ца, начальство было усиленно-трусливо /"Записки из Мертвого дома"/ лихарадочно-воспаленный взгляд, мучительно-сладостная боль /"Х о зяйка"/, это бесчеловечно-жестоко /"Ьелые ночи"/, пронзительно-ис пытующий взгляд /"Неточка Незванова"/, отвратительно-багровый цвет /"Униженные и оскорбленные"/, отвратительно-сладкое чувство /"Маленький герой"/ и т. п. Сложные эпитеты такого типа чрезвы чайно близки к словосочетаниям /например, отвратительно-багровый гщет/ , и показательно, хотя и не часто у Достоевского, подобное оформление в одно слово; количество же слитных эпитетов такого ти па весьма велико. Эта группа эпитетов, как и синонимические отно шения их частей, связана с "чрезмерностью", гипертрофированностыо выражения эмоций у героев и рассказчиков Достоевского* Можно отметить пристрастие Достоевского и к таким эпитетам,перн вая часть которых связана и значением внезапности, странности, не обычности5 : странно-решительный в зое / "Господин Прохарчин"/, дер жась как-то странно-небрежно /"Двойник"/, все как-то странно мол чаливо /"Зимние записки*.."/# неожиданно частый звон /"Записки из подполья"/ и т. п. У Льва Толстого отмечается характерное и частое употребление эпитетов с первой частью "притворно, фальшиво, искусственно" и т. п. / искусственно-веселый вид,- "Воскресение", притворно глубо комысленный вид - "Война и мир"/. В дополнение нужно отметить и частое употребление эпитетов, у которых первая часть связана со значением естественности, непосредственности: откровенно-печаль- ное выражение, откровенно-доброе выражение9 добродушно-насмешли- вая улыбка /"Детство. Отрочество. Юность"/, добродушно-услужли- вый товарищ, искренне-веселое выражение /"Разжалованный"/, добро- душно-ворчливая няня /"За что?"/, добродушно-приятное лицо /"fy6- а леса"/, бессознательно-счастливое существо /"Альберт"/,детски- 33 3-383
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=