ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

1 А. М. БАХТЫЗИН ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ШЕВОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА. И МИР" Многолетнее невнимание к эстетике слова нанесло ущерб и читателю и преподаванию литературы в школе. Произведение еловесного искусства рассматривалось по преимуществу как средство получения социологичес­ ких, исторических, идейно-политических и т. п. сведений, поэтому даг- же простая метафора и необычное сочетание слов встречали непонима­ ние, а иногда и протест со стороны читателя. Например, в парадно-ри­ торической фор!уле поздравления "Желаю вам большого человеческого счастья" некоторые читатели склонны видеть словесную избыточность, не подозревая, что семантически опустошенное слово "человеческий" выполняет здесь чисто стилистическую функцию - экспрессивно усилива­ ет пожелание, и только. В "Войне и мире" Л* Толстого это слово сооб­ щает ближайшему контексту стилистически возвышенный ореол: "Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его /князя Андрея/, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его". Значимость этого слова не в той реальности, которую дает нам,на­ пример, научный функциональный стиль /"человеческий организм"/, а в его скрытом содержании, назначение которого - затронуть клавиату­ ру чувства. С устранением слова "человеческий" утрачивается то не­ смысловое приращение, которое отличает речь поэтическую от всякой другой. Его реальное значение едва ощутимо и не поддается семанти- зации и в таком контексте: "Они /доктора / удовлетворяют той вечной человеческой потребности; надевды на облегчение, потребности сочув­ ствия и деятельности, которые испытывает человек во время страдания. Они удовлетворяют той вечной, человеческой - в ребенке заметной в самой первобытной форме - потребности потереть то место, которое ушиблено". В художественной речи больших писателей, как правило, не бывает языковых фактов, не обладающих какой-либо значимостью. Если же пу­ ристический взгляд отмечает "ненужные", "лишние" с практической точки зрения слова, обороты и целые предложения, то это значит,что в эстетическом общении писателя с читателем они выполняют какую-то функцию, ценность которой не всегда удается определить с первого чтения. Например, несмысловую прибавку получает слово "улыбка",если оно сочетается с "избыточным" для него "рот", "губы", "лицо": "Аббат, хороню откормленный, с пухлою, гладко бритою бородою, 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=