ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

ваться в кавдое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Куту­ зов и сам с удовольствием слушал себя. - Я только одно говорю,ге­ нерал... /1У , ?5!//. 2 . - Надо же вам дать хоть кофею откушать,- эказал Матвей та дфужески-грубнм тоном, на который нельзя было сердиться /УШ,13/- Совпадение отягощения и оценок автора и героя используется у Толстого чаще всего^ для подтверждения авторской оценки мнением персонажа, говорящего или слушающего. Такая оценка, данная не только в плане объективного авторского повествования, но и в пла- нр субъективногоюсЛгриятия какого-либо персонажа, т. е. живого лица, воспринимается читателем как более непосредственная, стоя­ щая ближе к реалшоЙ жизни. Итак, совмещая авторских ремарках, оценивающих речь персо­ нажей, аспекты ап?о?оа и персонажа, Толстой создает субъективную многоплановость,де Яэто позволяет ему подать речь персонажа не только предельно р е ^ ь н о , но и беспощадно правдиво, разоблачая скрытую под внешвей речевой маской истинную суть персонажа. Проведенный шаШиз позволил установить, что в романах Льва Толстого - в зависимости от различных типов многоплановой харак­ теристики персонажей* - применяются разные способы создания много­ плановости авторский ремарок, но направлены они на одно и то же: д а т ь п с и х «о Л о г и ч е с к и у г л у б л е н н о е , в с е с т о р о « н е о с в е щ е н н о е и з о б р а ж е н и е в н у т р е н н е г о м и р а п е р с о н а ж а ч е р е з е г о р е ч ь . П р и м е ч а н и я : 1 / Милых М. К. Hpcatto речь, ее грамматические формы и стилистиче­ ская роль. -“Прат^еская стилистика русского языка”. Изд. РГУ, 1971, с . 183. 2/ Там же, с. 184. 3 / Все примеры жаюСгся по изданию: Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 14-ти томах. ГИЙ , ^ • > тт. 1У, 1IIL, ХП1, 1951-53. 4 / Мтллых М. К. Не^в. работа, с . 184. * 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=