ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

или виновата немножко, - сказала она, тонким голосом протянув слово "немножко" /УШ ,107/. Анна, чувствуя себя виноватой перед Кити, словами старается смягчить свою вину, но особая интонация, разносторонне описанная в авторской ремарке /тонкий голос, протяжное произношение/J выдает ее смущение и самоосуждение; оценочные слова характеризуют здесь не форму речи и не ее скрытый смысл, а ее эмоциональный подтекст. Следовательно, сочетание разных оценок речи персонажа позво­ ляет Толстому охарактеризовать внешнюю сторону речи, показатель­ ную для говорящего, вскрыть внутренний смысл и эмоциональное на­ полнение произносимых слов, что создает углубленную психологиче­ скую характеристику персонажа. П р о т и в о п о с т а в - В этом способе создания многоплано- л е н и е о ц е н о к . вости авторских ремарок также объ­ единяются две разноплановые оценки, но они не просто сосуществу­ ют, а противостоят друг другу, поэтому особенно подчеркиваются; это усиливает разносторонность общей характеристики речи персо­ нажа. Такое усиление многоплановости проявляется даже при простом противопоставлении оценок: "Что делать? - сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему мно­ го горя" /1 У ,5 2 /. Граф Ростов-говорит внешне спокойно, веселым тоном, стараясь бодриться, но за этим скрыты его горестные мысли о сыне, которого он провожает на войну, и контрастное сопоставле­ ние видимой стороны дела /шуточный тон / с истинными мыслями и чувствами героя /много горя/, показывая противоречие между внеш­ ним проявлением и внутренним смыслом речи, вскрывает подлинную суть происходящего. Противопоставление оценок может усиливаться благодаря тому, что детализируется каздая из противопоставленных характеристик речи путем своеобразного удвоения оценочных слов: - Друг сердечный, ты как? - сказал он при звуках песни, равняя шаг своей лошади с шагом роты. - Я как? - отвечал холодно Долохов. - Как видишь. Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной ве­ селости, с которой говорил -Жерков, и умышленной холодности от­ ветов Долстхова /1 У ,1 5 0 /. Жерков говорит не просто весело, но с "развязной весело­ стью", чувствуя себя неловко перед разжалованннм приятелем, а Долохов, оскорбленный его отношением к вчерашнему однокашнику, а сегодняшнему солдату, говорит не просто холодно, а с "умыш­ ленной холодностью", подчеркивая разницу их теперешнего положе- 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=