ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

например: СЛУШАЮ /-С /, ТАК ТОЧНО /-С/, НИКАК НЕТ / —С /, НЕ МОГУ ЗНАТЬ# Зти же формы переходят в ответы лакеев "господам11. 4 . Речевая характеристика Нехлюдова. Речь Нехлюдова имеет достаточное число пересечений с речью дру­ гих "господ" в романе, чтобы быть социально характерной. /Заимст­ вований из крестьянской речи у него вообще нет ./ Вместе с тем речь Нехлюдова достаточно сильно индивидуализирована. Отчасти это дела­ ется за счет выбора разных синонимов или разного структурного фун­ кционирования общих слов со значением СН, но главное - за счет вы­ держанного употребления светских форм речевого этикета. Нехлюдов не так приторно любезен, как княгиня Софья Корчагина, но зато веж­ лив и учтив последовательно и постоянно. Важно, что в общении с простыми людьми он использует,обычно простые /нейтральные/, но ни­ как не грубые формы СН ЛОРОЮ , СЕЙЧАС, КУДА ХОЧЕШЬ/. Выдержанная этикетность форм СН в речи Нехлюдова контрастирует со столь же "выдержанной" грубостью его постоянных собеседников - "тюремщиковГ См. формы учтивого, любезного согласия: БЛАГОДАРЮ ВАС /использует­ ся и при отклонении предложения собеседника/, РАЗУМЕЕТСЯ; ОЧЕНЬ ХОРОШ, НЕПРЕМЕННО; С УДОВОЛЬСТВИЕМ; ХОРОЮ, Я СДЕЛАЮ и др. При выражении несогласия Нехлюдов использует обычно прагматически смягченные формы: НЕ МОГУ; ПОЛНО; УСПОКОЙТЕСЬ; НУ, Я НЕ ТАК ДУМАЮ; ЗДВА Ж УСПЕЮ; ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ? Усиленное /интенсированное/ несогласие по правилам этикета высказывается Нехлюдовым тогда,ког­ да оно в данной ситуации приятно собеседнику. Например: -Ей кажет­ ся, что всем интересно видеть ее детей, - сказала мать, улыбаясь на милую бестактность дочери. - Князю совсем не интересно. - На­ против, очень, очень интересно, - сказал Нехлюдов, тронутый этой переливающейся через край счастливой материнской любовью. - Пожа­ луйста, покажите... /ч . 3 , гл. 2 4 /. Интересно решение выбора ответа, когда его любезная форма про­ тиворечит внутреннему состоянию, т. е. когда любезность требует принесения в жертву искренности. Очень редко и с внутренним усили­ ем Нехлюдов способен дать любезный неискренний ответ. Обычно же, избегая фальшиво-любезного ответа, Нехлюдов применяет особый ком­ муникативный прием пропуска вопроса или уклонения от прямого отри­ цания: ЭТО ВАШЕ ДЕЛО; НЕ ЗА МНОЙ РЕПЕНИЕ; ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ НЕ Г0В0- Ш Ъ \ ЭТОГО Я НЕ ЗНАЮ и др. К приему уклонения формально близок прием отклонения похвалы, высокой оценки от своей личности; толь­ ко этот прием является формой приятной учтивости: "Право, нечем 12

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=