ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
к команде /1 У ,1 4 1 /. 2 . -Смирррр-на! - закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и привет ливым в отношении к подъезжающему начальству /1У ,1 4 4 /. Сравнительную частотность употребления многоплановых ремарок в романах Толстого показывает следующая таблица: Всего ремарок на Из них многопла 200 стр. текста новых ремарок "Война и мир" 108 54 "Анна Каренина" 52 27 "Воскресение" 40 18 Следовательно, во всех романах Толстого многоплановые ремарки составляют половину /или почти половину/ общего количества автор ских ремарок, оценивающих речь персонажей. Способы введения ремарок в текст авторского повествования оп ределяются тем, насколько незаметно или, наоборот, насколько под черкнуто включается ремарка в общий контэкст, по-разному соединя ясь с репликой говорящего. Вводя в повествование многоплановую ремарку, Толстой чаще всего употребляет одну ее форму - ремарку, слитную с репликой, при этом обычно /65 проц. всех случаев/ стоящую после реплики,т.е. включенную незаметно, однако привлекающую внимание читателя по становкой в конце всей конструкции с прямой речью: -Па-звольте, сударь, - сухо-неприятно обратился князь Андрей к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти. - Я тебя вду, Пьер,- ласково- и нежно проговорил тот же голос князя Андрея /1У ,3 1 /. Перед репликой персонажа такая ремарка ставится гораздо реже /7 проц. всех случаев/. Материал показывает: авторские ремарки, дающие многоплановую характеристику речи персонажей, Толстой обычно / 72 проц. /вклю чает в повествование незаметно, не выделяя их, слитно с прямой речью, хотя такие ремарки бывают иногда очень развернутыми и под робными. Значительно реже /28 проц./ такие ремарки ввделяются, подчеркивается самим способом их включения: они или совершенно отделены от реплики персонажа, образуя как бы самостоятельное замечание автора, оценивающее особенности речи героя: 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=