ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

речи персонажей; складень из восьми законченных предложений автор- ской речи и семнадцати речи военного министра; складень из двух законченных предложений авторской речи/, в каждой из которых также рассказывается о следующей группе событий /или об одном событии/. Настроение князя Андрея постепенно меняется: "Радостное чувство князя Андрея значительно ослабло, коща он подходил к двери кабине­ та военного министра. Он чувствовал себя оскорбленным, и чувство ос­ корбления перешло в то же мгновение незаметно для него сашго в чувство презрения, ни на чем не основанного"; "Глаза его презритель­ но прищурились; он особенно медленно вошел в кабинет военного мини­ стра"; "Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастье, доставленные ему победой, оставлены им те­ перь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мьюлей его мгновенно изменился: сражение пред­ ставилось ему давнишним, далеким воспоминанием." Такие противительные сочетания складней повествования о князе Андрее не редкость в романе. Тема задает некую программу сообщения, а это требует согласо­ вания понятийных и даже грамматических категорий, которые взаимодей­ ствуют с понятийными в развитии темы. Значение общего преломляется в некие соответствия значения частей и выражается черев эти соответ­ ствия. Возникает явление тематичности. Под тематичностыо понимаем осознанное осуществление развития темы, обусловливающее наличие об­ щих понятийных категорий и сопряженных с ними грамматических общ­ ностей. Осознанное развитие темы князя Андрея обусловливает наличие двух контрастных групп лексики /"презрительно", "безжизненно" - "просто", "добро" , "живо" / и - там, где лексика обеих групп встречается в соседних предложениях или складнях - наличие проти­ вительных отношений между этими предложениями или складнями.Это - явления, обусловленные тематичностью обрисовки образа к н я з я А н д р е я . Противительные связи предложений и складней как бы "приписа­ ны" в романе.образу князя Андрея. В тех местах романа, где описа­ ние военных действий требует ряда сменяющих друг друга и противо­ поставленных друг другу контрастных сцен, очевидцем их оказывает­ ся - в связи с этими противопоставлениями - именно князь Андрей* v Он появляется везде, где идет речь о взаимодействии русской и ав­ стрийской армий. Яркий пример этому - главы 1Х-ХШ второй части 1-го тома, где рассказывается о событиях от дела при Кремсе, где Кутузов разбил дивизию Мортье, до решения о Щенграбенском сраже- 111

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=