ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
В. И. ФИГУРОВСКИЙ ПГОТИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СКЛАДНИ В ОБРИСОВКЕ ОБРАЗА КНЯЗЯ АНДРЕЯ Литературоведа отмечают "внутреннее тождество, неизменность ос новы образов" у Льва Толстого; "так, душевные кризисы князя Авдрея - кризис на Аустерлицком поле, кризис после горячей деятельности со вместно со Сперагаким, кризис на Бородинском поле и, наконец,послед ний кризис перед смертью - характеризуются некоторыми всегда возвра щающимися признаками: разоблачением объекта прежнего увлечения и че рев это признашяэм ничтожества прежнего стремления в сравнении с чем-то значительным и великим, вновь открывшимся". ^ Зто внутреннее тождество и .противоречие образов героев сказыва ется и в языковых средствах их обрисовки, что можно показать на об разе князя Андрея. Всюду, где субъектом действия выступают слова "князь Андрей" и синонимичные им /Андрей, Болконский и п р ./, мы встречаем лексику,ко торая может быть объединена в две контрастные группа. Одну такую группу составляют слова вроде "сухо", "презрительно",'"развалившись" "цедия", "безжизненно" и под; другую - слова вроде "простой", "доб рый", "ласково", "энергически" и под. Обычно лексика обеих групп встречается одновременно, в одном и том же отрывке текста, но не смешивается. В таких случаях всегда оказываются рядом два предложе ния или складня, один из которых содержит лексику одного типа,дру гой - второго, контрастного; отношение между этими предложения!.® или складнями, как правило, противительное. Иногда противительные отноше ния явно выражены посредством противительных союзов: "Князь Авдрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Авдрея в гостиную не опускавший с него радостных, дружелюбных глав, подошел к нему и взял его за руку. Князь Авдрей, не оглядыва ясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогал его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожидан- но-доброю и приятною улыбкой". 2 Иногда эти отношения выражены средствами ритмомелодии: ~ Па-звольте, сударь, - сухо-неприятно обратился князь Андрей по-русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти. - Я тебя жду, Пьер, - ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея, /с . 17 /. Разумеется, во всех случаях решающее значеше имеет соответст венный подбор лексики: 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=