ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979
познания еще раньше проводится устами героя, - князя Андрея: "Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал , понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа по знания добра и зла” /т.П!, ч . 2 , гл.2 5 /. По сути дела и этот оборот является авторским, созданным на основе известного библейского ми фа; правда, в "Памятниках древнерусской церковно-учительной лите- ралуры" встречается созвучное выражение: "отъ дръва преступление и грЬхы вкушенсемъ горести отженетъ” /См. "Слово о законе и благо дати"/. Сложное контаминирование- наблюдается в выражении прикладыва ться к мощам, означающем в романе "наносить визит, отдавать дань почтения уважаемому в обществе человеку": "Дом князя был не то,что называется "свет", но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис... когда при нем Растопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть: "В этот день уж я всегда езжу прикладываться, к мо щам князя Николая Андреевича" /т .П , ч. 5 , гл. 3 /. Именно компонент , употреблен здесь в переносном значении /с р .: мощи - "останки чело века, почитаемого церковью святым; заимств. из ст.-сл. яз."/КЭСРЯ/ так *как перед нами живой человек, и в то же время очень старый че ловек, действительно живые мощи - "очень худой, изможденный чело век" /Ф С К , 255 /, но это человек, который "возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения". Поэтому употре бление выражения прикладываться к мощам не только уместно в данном тексте, но и логически закономерно,, оно определено всеми главами о князе Болконском, всем тем, что он, по замыслу автора, олицетво ряет собой. В отдельных случаях наблюдается изменение ФЕ в семантическом плане, которое также связано с раскрытием идейного содержания ро мана, таких его тем, как идея внутреннего обновления человека,его самосовершенствования: "...необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека... И для достижения этих целей в душе нашей вложен свет божий, называемый совестью" /т .П , ч . 2 , гл.2 /. Ср.зна.- чение этой фраземы в словарях - "окружающий мир; жизнь во всех ее проявлениях", - ФСРЯ,411/. Например: "...т а к радостно.и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольшй свет божий” /т .П , ч.З, гл. 19/* или тема преклонения высшего света перед Западом: "И где нам, князь, воевать с французами, - сказал граф Растопчин... -Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших ба рынь. Наши боги - французы, наше царство небесное - Париж"/т.П / . 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=