ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

образовать их (иногда с известной натяжкой) в сложное прилага­ тельное, ср. звучно-негромким голосом. Лев Толстой чаще всего и в высшей степени мастерски исполь­ зовал именно такие сложные прилагательные-определения с антони- мичными композитами, например: "...Весь эскадрон с своими однообразно-разнообразными лица­ ми, сдерживая дыханье, пока летело ядро, приподнимался на стре­ менах и снова опускался"("Война и мир", т.1, ч.2, гл.УШ); 'Что ж вы? - закричал ему (Безухову. - В.П.) Ростов, восторженно­ озлобленными глазами глядя на него. - Разве вы не слышите: здо­ ровье государя императора!" (там же, т.2, ч.1, глЛУ); "Старая графиня сидела с счастливо-грустною улыбкой и слезами на глазах изредка покачивая головой"(там же, т.2, ч.4, гл.Х). 6. Открытый Львом Толстым эффективный стилистический прием на наших глазах превращается в эффектннй, - мнимозагадочный штамп - мишень для пародистов. Ср. объявленный администрацией "Клуба 12 стульев" в канун Нового года конкурс на лучшую плохую песню ("Лит. газета", 21. Х1Г.77). Пародируются и аналогичные слож­ ные прилагательные в функции определения, ср.: высокомалохудо­ жественную фотографию ("Лит. газета", 8.УП.77), потрясающие по маловысокохудожественному вкусу подарки ("Лит. газета"^4Л.78). - 85 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=