ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

сеянная фигура Безухова. Внутренне сосредоточенный, а потому внешне рассеянный, Пьер "не узнал Ростова и не ответил на его поклон", "задумавшись, не встал и не взял бокал", когда провоз­ гласили тост за здоровье государя императора. Заметим, что даже при существительном со значением конкрет­ ного предмета антонимичные прилагательные обозначают здесь не фи­ зические (воспринимаемые органами чувств) признаки, а отвлечен­ ные качества-свойства. 4. Для обозначения взаимоисключающих, но сосуществующих ка­ честв-свойств одного и того же явления Лев Толстой использовал и подчинительные конструкции с антонимичными определениями-прила­ гательными. В таком случае только ближайшее определение непосред­ ственно связано с существительным, а предшествующее относится уже к этому парному объединению. Иначе говоря, антонимичные прилага­ тельные-определения соподчиняются существительному не равноправ­ но, а ступенчато, последовательно, что характерно не для сочине­ ния, а для подчинения, ср.: (сосредоточенною, рассеянною) ф и ­ г у р о й , но: маленький (большой ч е л о в е к ) , как но­ вое (шерстяное п л а т ь е ) . ’'Красивый, молодой император Александр... своим приятным ли­ цом и звучным негромким голосом привлекал всю силу внимания ("Война и мир", т.1, ч.З, гл.УШ)1! Конструкции такого рода воспринимаются как парадоксальные, неожиданные именно потому, что логически однородные определения формально представлены как сентаксически неравноправные, неодно­ родные. Столкновение противоположных смыслов в рамках подчини­ тельной конструкции освежает, высвечивает поблекшую образность слов и порождает напряженную экспрессивность. Лев Толстой открыл весьма эффективный стилистический прием, позволяющий раскрыть внутреннюю противоречивость изображаемого (ср. поразительно удач­ ное использование этого приема в песне М.Матусовского "Такая ко­ роткая долгая жизнь"). 5. Однако подчинительная конструкция для антонимичных и по­ тому логически однородных определений-прилагательных - это костюм с чужого плеча, который при носке неизбежно деформируется. Приспо­ сабливаясь к необычному содержанию, деформируясь, она сближается с сочинительной конструкцией. Действительно, как и при бессоюз­ ном сочинении, мы можем без значительного ущерба для смысла кон­ струкции: I) поменять антонимичные определения местами, например, негромким звучным голосом; 2) вставить между ними соединительный союз и; ср. (одновременно) звучным и негромким голосом; 3) пре' - 84 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=