ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

В.Н. П Е Р Е Т Р У Х И Н ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЧЕТАНИЯ С АНТОНИМИЧНЫМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ-ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В ЯЗЫКЕ Л.ТОЛСТОГО 1. Антонимичность значении прилагательных ,как правило.явля­ ется. достаточным основанием их синтаксической однородности в функции согласованных определений. Выражая противоположные при­ знаки одного и того же предмета, согласованные определения-при­ лагательные чаще всего сочиняются парным союзом не... а . реже - составным а не и находится в отношениях чистого противопостав­ ления: первый признак отрицается, а второй утверждается (не бе­ лый, а черный цвет), или, напротив, первый признак утверждается, а второй отрицается (черный, а не белый цвет). Такие определения могут сочиняться также разделительными союзами со значением вза­ имоисключения (или, либо, то ли... то ли) и повторяющейся части­ цей-союзом ни... ни, но не могут быть связаны сопоставительными союзами вроде а, но, однако. зато, хотя и пр. 2. Когда же антонимичные прилагательные сочиняются союзом л либо в единичных случаях бессоюзно, то ,как правило, обозначают признаки не одного, а разных предметов, если даже определяемое существительное стоит в форме ед.числа (такое существительное иногда вовсе не имеет форм мн. числа), ср.: из черной и белой б е р е з ы (К. Арсеньев), чужого и своего я з ы к а (В.В.Ви­ ноградов); вечерней, утренней п о р о й (А.С. Пушкин). 3. Лев Толстой, пожалуй, первым начал использовать бессоюз­ ные сочетания антонимичных прилагательных-определений для обо­ значения исключающих друг друга, но диалектически взаимосвязан­ ных и совместно проявляющихся признаков о д н о г о и того же предмета, ср.: "Ростов... изредка насмешливо поглядывал на Пьера, который на этом обеде поражал своей сосредоточенностью, рассеянною, мас­ сивною фигурой ("Война и мир", т.2, ч.1, гл.1У)"; "...Он стал ду­ мать о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Кураги- на (Там же, т.З, ч.1, гл.УШТ- В языке большого мастера такие бессоюзные сочинительные кон­ струкции ошеломляюще выразительны и при внешней логической их не­ сообразности психологически и художнически правдивы. В саком де­ ле, оживленную компанию не могла не поражать сосредоточенная,рас- - 83 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=