ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

ли тебя, как ты сам", не бросать слова как попало - вот что тре­ буется от истинного художника слова. Словесное искусство - могу­ щественное средство воздействия на людей, и писатель, по мнению Л.Н.Толстого, должен чрезвычайно осторожно пользоваться э,тим средством, придавая словам, расположению их в фразе, даже пункту­ ации и звукозаписи большой смысл. Говоря о языке одного из писателей, Толстой заметил, что "все, что хотел сказать автор, выражено так смутно и неясно, что в таком виде рукопись эта не может ни на кого произвести никако- ТО го действия: "много есть лишнего и сен т и м е н т а л ь н о го . . В одном из писем к сыну он дает совет, как работать над статьей о голода­ ющих крестьянах: без ахов-охов, не бить на эффект, "такое описа­ ние тронет и подействует, а не ахи и охи"19. В языке самого Л.Н.Толстого нет никакой искусственности, при­ емы его письма не выдумывались им, а диктовались смыслом его про­ изведений, темой, характером образов. У Толстого каждое слово не­ сет предельную смысловую нагрузку. Может быть, поэтому, как заме­ тил А.М.Горький, всегда восторгавшийся мастерством Толстого, "ког­ да его читаешь, то_ получается ...впечатление физического бытия его героев, до такой степени ловко у него выточен образ; он как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть"^0. Не случайно, что именно Лев Толстой создал такой замечательный жен­ ский образ, как образ Наташи Ростовой,живой, как ртуть, обаятель­ ной, богатой духовно, неповторимой. "Да, этот образ служит безжа­ лостной мерой при оценке почти всех женских типов, созданных современными романистами и драматургами! Толстому удалось запечатлеть трепет самой жизни...", - такую восхищенную оценку дал образу Наташи Ростовой Ромен Роллан. В произведениях Толстого нераздельны форма и содержание, слово и мысль, приемы письма и их цель. Потому-то Толстой сурово осудил декаденство как антинародное направление в литературе, как ненужную забаву, "совершенное сумас- изствие, набор слов", "неряшливую бессмыслицу", в которой нет "ни поэзии, ни смысла". Живое слово, говорил великий писатель, есть художественное средство, с которым нельзя обращаться как с вещью. Писать "ради искусства", "для искусства" - или корысть, или жела­ ние оригинальничать. Антинародное "искусство" Бальмонта, Белого, Сологуба, Мережковского Толстой считал шарлатанством, "ерундисти­ кой", "болезнью", порожденной западно-буржуазной "цивилизацией". "Искусство того общества, в котором действуют эти стихотворцы, не есть серьезное, важное дело жизни, а только забава", - писал - 8 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=