ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
ли тебя, как ты сам", не бросать слова как попало - вот что тре буется от истинного художника слова. Словесное искусство - могу щественное средство воздействия на людей, и писатель, по мнению Л.Н.Толстого, должен чрезвычайно осторожно пользоваться э,тим средством, придавая словам, расположению их в фразе, даже пункту ации и звукозаписи большой смысл. Говоря о языке одного из писателей, Толстой заметил, что "все, что хотел сказать автор, выражено так смутно и неясно, что в таком виде рукопись эта не может ни на кого произвести никако- ТО го действия: "много есть лишнего и сен т и м е н т а л ь н о го . . В одном из писем к сыну он дает совет, как работать над статьей о голода ющих крестьянах: без ахов-охов, не бить на эффект, "такое описа ние тронет и подействует, а не ахи и охи"19. В языке самого Л.Н.Толстого нет никакой искусственности, при емы его письма не выдумывались им, а диктовались смыслом его про изведений, темой, характером образов. У Толстого каждое слово не сет предельную смысловую нагрузку. Может быть, поэтому, как заме тил А.М.Горький, всегда восторгавшийся мастерством Толстого, "ког да его читаешь, то_ получается ...впечатление физического бытия его героев, до такой степени ловко у него выточен образ; он как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть"^0. Не случайно, что именно Лев Толстой создал такой замечательный жен ский образ, как образ Наташи Ростовой,живой, как ртуть, обаятель ной, богатой духовно, неповторимой. "Да, этот образ служит безжа лостной мерой при оценке почти всех женских типов, созданных современными романистами и драматургами! Толстому удалось запечатлеть трепет самой жизни...", - такую восхищенную оценку дал образу Наташи Ростовой Ромен Роллан. В произведениях Толстого нераздельны форма и содержание, слово и мысль, приемы письма и их цель. Потому-то Толстой сурово осудил декаденство как антинародное направление в литературе, как ненужную забаву, "совершенное сумас- изствие, набор слов", "неряшливую бессмыслицу", в которой нет "ни поэзии, ни смысла". Живое слово, говорил великий писатель, есть художественное средство, с которым нельзя обращаться как с вещью. Писать "ради искусства", "для искусства" - или корысть, или жела ние оригинальничать. Антинародное "искусство" Бальмонта, Белого, Сологуба, Мережковского Толстой считал шарлатанством, "ерундисти кой", "болезнью", порожденной западно-буржуазной "цивилизацией". "Искусство того общества, в котором действуют эти стихотворцы, не есть серьезное, важное дело жизни, а только забава", - писал - 8 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=