ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

периода появляется сопоставление героя с растениями, животными. Так, Левин сравнивается с "деревом весною, еще не знающим, куда и как разрастутся его молодые побеги и ветви, заключенные в нали­ тых почках" (т.18, "Анна Каренина", ч.П, гл.ХП, с.160); Варень­ ка - "с прекрасным, хотя ещё и полным лепестков, но уже отцвет­ шим, без запаха цветком" (т.18, "Анна Каренина", ч.П, гл.XXX, с.227); одаренные, высоконравственные люди, по несправедливости оказавшиеся в заключении, - с "запущенными и изуродованными за­ брошенными растениями" (т.32, "Воскресение", ч.П, гл.XXX,с.313). Качественно ново сопоставление чувств, состояния, поведения героев с состоянием, поведением животных. Например: "Масленнико­ ву пора бы привыкнуть к общению с царской фамилией, но, видно, подлость только усиливается повторением, и всякое такое внимание приводило Масленникова в такой же восторг, в который приходит ласковая собачка после того, как хозяин погладит, потреплет, по­ чешет ее за ушами. Она крутит хвостом, сжимается, извивается, прижимает уши и безумно носится кругами. То же самое был готов делать Масленников" (т.32, "Воскресение", ч.Г, гл. УП,с.189). Положительные герои Л.Толстого, оказавшиеся в трагической ситу­ ации, сравниваются с птицами, животными, очутившимися в неволе. Так, Анна Каренина бьется,как “пойманная птица" (т. 18, "Анна Ка­ ренина", ч.П, гл.XXIX, с.221); Катюша Маслова смотрит, "как за­ травленный зверь" (т.32, "Воскресение", ч.1, г л Д Н , с.75); мальчик на скамье обвиняемых озирается, "как пойманный зверок" (т.32, "Воскресение", чЛ, гл.ХХХ1У, с.121) и т.д. Благодаря этим'сравнениям, художественный образ приобретал конкретные ин­ дивидуальные черты, усиливалась экспрессивность и эмоциональ­ ность повествования. Сравнения не только органически включались в общую атмосферу описания, но и активно содействовали созданию эмоционального настроя. В поздних произведениях Л.Толстой обнаруживает особое при­ страстие к сопоставлению состояния своих героев с аналогичным состоянием человека, оказавшегося в той или иной ситуации, эта группа сравнений наиболее многочисленна у Л.Толстого. С формаль­ но-грамматической точки зрения подобные сравнения однотипны. Они обычно вводятся в текст выражениями: такой-то герой испыты­ вал (ощущал) чувство (состояние), подобное тому (похожее на то) и далее следует развернутое сравнение, выступающее в виде при­ даточного предложения. Например: "Он (Нехлюдов - Л.П.) испытал чувство, подобное тому, которое испытывают люди при известии о неожиданном большом несчастье" (т.32, "Воскресение", ч.П, - 79 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=