ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
основным источникам сравнений. По-прежнему одним из таких источников служит мир природы. Круг образов, взятых писателем из этой сферы, становится значи тельно шире, более разнообразны функции сравнений. Отдельные ©равнения лишены конкретности и употребляются как символы, уси ливающие значительность сказанного, оживляющие повествование. Например: "1Г действительно, как только он произнес эти слова, вдруг, как солнце зашло за тучи, лицо ее утратило всю свою лас ковость..." (т.18, "Анна Каренина", чЛ, гл. IX, с.3*>). Другие сравнения - их значительно больше - объясняют явление, факт "возведением его к более общему (воображаемому) закону" , естест венно протекающему в природе. Эти сравнения представляют собой миниатюрные, окрашенные философской рассудительностью, нравоуче ния. Например: "Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то ши рокая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто сов сем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим со бою" (т.32, "Воскресение", чЛ, гл. IX, с.194). В данном случае сравнение основывается на условном уравнива нии, тождестве сопоставляемых понятий ("люди" - "реки"), и в этом отождествлении обнаруживается авторское видение мира. Однако в поздних произведениях Л.Толстого появляется и другая разновид ность подобных сравнений. В них совмещены два плана - точка зре ния автора и точка зрения героя. С точки зрения героя предмет и образ - тождественные понятия, автор же видит в этом сравнении мнимое, ложное тождество. Например: "Граф Иван Михайлович был от ставной министр и человек очень твердых убеждений. Убеждения гра фа Ивана Михайловича с молодых лет состояли в том, что как птице свойственно питаться червяками, быть одетой перьями и пухом и ле тать по воздуху, так и ему свойственно питаться дорогими кушанья ми, приготовленными дорогими поварами, быть одетым в самую покой ную и дорогую одежду, ездить на самых покойных и быстрых лошадях и что поэтому это все должно быть для него готово" (т.32, "Вос кресение", ч.П, гл. ХУ, с.251). Функциональная нагрузка сравнений усложняется,в сравнениях возникает двуплановость, они начинают участвовать в раскрытии об раза, теснее становится их связь с общим содержанием произведе ния. В романах "Анна Каренина", "Воскресение", в повестях этого -78-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=