jpeg"> ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

Умонастроение героя, его этические представления, психология могут быть раскрыты 1.Толстым и с помощью абстрактных образов сравнения, создаваемых на основе контрастности представлений. На­ пример: "... меня, как оскорбительный диосонанс среди тихой и торжественной гармонии, поразил немецкий голос, кричавший..." (т.З, "Набег", гл.51, с.28). В отдельных случаях контрастность предмета и образа сравнения возникает благодаря лексической анто­ нимии. Например: "... но мне тогда казалось, что так же, как нет ничего стыднее пошлых комплиментов, так и нет ничего милее и ори­ гинальнее некоторой невежливой откровенности" (т.2, "Юность", гл.ХХУТ, с.156). Так система противоположений, столь характер­ ная для творчества Л.Толстого в целом, находит выражение и в сравнениях. Одним из источников образов сравнения для раннего Л.Толсто­ го была также бытовая сфера. Эти сравнения конкретны по своей се­ мантике, их назначение состоит в том, чтобы создать характеристи­ ческие детали, выпукло очерчивающие предмет мысли. Бытовые срав­ нения подчеркивают обыденность факта, действия и тем самым снижа­ ют повествование, вносят в него элемент разговорности. Например: "По счастию, в помощь ему назначен был огромного роста комендор... с фонарем водивший его ночью по всему бастиону, точно как по сво­ ему огороду, и обещавший к завтраку все устроить" (т. k, "Севасто­ поль в августе 1855", с.105). Еще пример: "... видны были только две исхудалые руки, которыми он держался за грядки повозки, и под­ нятые колени, как мочалы, мотавшиеся в разные стороны" (т.4, "Се­ вастополь в августе 1855", с.61). Таковы развернутые сравнения в раннем творчестве Л.Толстого. Обращает на себя внимание тот факт, что если в ранних произведе­ ниях Л.Толстого неразвернутые (однокомпонентные) сравнения в ко­ личественном отношении преобладают над развернутыми, то в более поздних произведениях писателя мы наблюдаем обратное соотношение: развернутые сравнения выступают как наиболее распространенная форма этого вида тропа. Изменение количественного соотношения можно объяснить тем, что развернутые сравнения в большей степени, нежели однокомпонентные, позволяли писателю проявить творческую индивидуальность, как нельзя более соответствовали аналитической природе стиля Л.Толстого. Распространенность сравнения увеличива­ ла действенность его, производимый сравнением художественный эф­ фект. Анализ развернутых сравнений в поздних романах и повестях Л.Толстого показывает, что писатель сохранил приверженность -77-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=