ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
Умонастроение героя, его этические представления, психология могут быть раскрыты 1.Толстым и с помощью абстрактных образов сравнения, создаваемых на основе контрастности представлений. На пример: "... меня, как оскорбительный диосонанс среди тихой и торжественной гармонии, поразил немецкий голос, кричавший..." (т.З, "Набег", гл.51, с.28). В отдельных случаях контрастность предмета и образа сравнения возникает благодаря лексической анто нимии. Например: "... но мне тогда казалось, что так же, как нет ничего стыднее пошлых комплиментов, так и нет ничего милее и ори гинальнее некоторой невежливой откровенности" (т.2, "Юность", гл.ХХУТ, с.156). Так система противоположений, столь характер ная для творчества Л.Толстого в целом, находит выражение и в сравнениях. Одним из источников образов сравнения для раннего Л.Толсто го была также бытовая сфера. Эти сравнения конкретны по своей се мантике, их назначение состоит в том, чтобы создать характеристи ческие детали, выпукло очерчивающие предмет мысли. Бытовые срав нения подчеркивают обыденность факта, действия и тем самым снижа ют повествование, вносят в него элемент разговорности. Например: "По счастию, в помощь ему назначен был огромного роста комендор... с фонарем водивший его ночью по всему бастиону, точно как по сво ему огороду, и обещавший к завтраку все устроить" (т. k, "Севасто поль в августе 1855", с.105). Еще пример: "... видны были только две исхудалые руки, которыми он держался за грядки повозки, и под нятые колени, как мочалы, мотавшиеся в разные стороны" (т.4, "Се вастополь в августе 1855", с.61). Таковы развернутые сравнения в раннем творчестве Л.Толстого. Обращает на себя внимание тот факт, что если в ранних произведе ниях Л.Толстого неразвернутые (однокомпонентные) сравнения в ко личественном отношении преобладают над развернутыми, то в более поздних произведениях писателя мы наблюдаем обратное соотношение: развернутые сравнения выступают как наиболее распространенная форма этого вида тропа. Изменение количественного соотношения можно объяснить тем, что развернутые сравнения в большей степени, нежели однокомпонентные, позволяли писателю проявить творческую индивидуальность, как нельзя более соответствовали аналитической природе стиля Л.Толстого. Распространенность сравнения увеличива ла действенность его, производимый сравнением художественный эф фект. Анализ развернутых сравнений в поздних романах и повестях Л.Толстого показывает, что писатель сохранил приверженность -77-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=