ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

себе все описываемые страсти и сходство со всеми характерами, я с героями, и с злодеями каждого романа, как мнительный человек находит в себе признаки всех возможных болезней, читая медицин­ скую книгу" (т.2, "Юность", гл.XXX, C.I7I). Сравнения этого типа чрезвычайно характерны для раннего JI.Толстого. Обычно в качестве предмета сопоставления выступает психологическое состояние героя. Писателю нужно объяснить это со­ стояние, и он сравнивает его с аналогичным состоянием оказавшего­ ся в определенной ситуации человека, при этом образ сравнений глубоко понятен каждому из повседневного жизненного опыта. Срав­ нение как бы повторяет и значительно усиливает тот признак, на основе которого строится сопоставление. Подобные сравнения разнообразны по форме. Они могут быть ли­ шены внешних показателей'сопоставления, но по содержанию подобны предыдущим. Так, в частности, уже в раннем творчестве JI.Толстого наметилось активное использование так называемых "неявных" срав­ нений, в которых признак сравнения назван, но сам образ несколько нейтрализован введением ограничивающих уточнений Лапример: "В то время, как бабушка сказала, что он очень вырос, и устремила на него свои проницательные глаза, я испытывал то чувство страха и надежды, которое должен испытывать художник, ожидая приговора над своим произведением от уважаемого судьи" (т.1, "Детство", гл.XIX, с.59). В этой конструкции предмет сопоставления - "я", признак сравнения - "испытывал чувство страха и надежды", образ - "худож­ ник", ограничивающее уточнение - "именно тот художник, который ожидает приговора над своим произведением от уважаемого судьи". В других случаях признак сравнения может существовать импли­ цитно, однако он естественно предполагается, так как представляет собой характерный и отличительный признак образа. Например: "Мне казалось всегда больно и оскорбительно, когда он; приходя ко мне наверх, молча близко подсаживался ко мне, немножко с тем выражени­ ем, с которым доктор оадится на постель тяжелого больного" (т.2, "Юность", гл. XLV, с.225-226). "Неявное" сравнение как бы растворяется в художественном контексте, однако стилистический эффект сравнения от этого не ста­ новится меньше - благодаря сопоставлению, психологическое состо­ яние героя приобретает глубокую развернутую характеристику, изло­ женную в художественной убедительной форме. Некоторая отвлечен­ ность рассуждений, свойственная анализируемым сравнениям Л.Толсто­ го, вносит в контекст элемент нравоучительности и философствова­ ния. -76-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=