ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
"Зачем я написал: как родную мать? (выделено л . Толстым. - Л.П.) ее ведь здесь нет, так не нужно было и поминать ее; прав да, я бабушку люблю, уважаю, но все она не то... зачем я написал это, зачем я солгал? Положим, это стихи, да все-таки не нужно было" (т.Г, "Детство", гл.ХУТ, с.46-47)\ Уже в этих словах молодого Толстого явственно слышится бо язнь фальши, стремление быть правдивым до конца, во всем, круп ном и мелком. Несколько позже Л.Толстой скажет: "...нужно, что бы сравнение быдо верно..."5 И этому принципу он будет следо вать на всех этапах своего творческого пути. В ранних произведениях Л.Толстого развернутые сравнения не многочисленны. Однако уже в этот период намечаются основные тема тические сферы, откуда писатель черпает образы сравнений. Одной из таких сфер для Л.Толстого был мир природы. В трило гии писатель вводит в художественную ткань произведения сравнения этого типа как некие обобщенные образы, которые позволяют усилить наглядность, интенсивность повествования и степень его эстетичес кого воздействия на читателя. Например: "Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа" (т. 2, "Отрочество", гл.П, с.И-12). В ходе дальнейшего описания, на страницах трилогии и других произведений этого периода сравнения, почерпнутые из мира приро ды, приобретают большую семантическую сложность, аналитичность структуры образа. Например: "... мысль о несправедливости Прови дения, пришедшая мне в голову в эту пору совершенного душевного расстройства и суточного уединения, как дурное зерно, после дождя, упавшее на рыхлую землю, с быстротой стала разрастаться и пускать корни" (т.2, "Отрочество", гл.ХУ, с.ад-45). Образ сравнения может строиться на основе представлений о взаимоотношениях человека с природой, причем предполагается типич ность признака, на базе которого создается сравнение, Например: "Но как удержать от высказывания благородно-самодовольные порывы юности? Только гораздо позже вспоминаешь их и жалеешь о них, как о цветке, который - не удержался - сорвал нераспустившимся-и по том увидел на земле завялым и затоптанным" (т.2, "Юность", гл. XXI, с.138). Подобные сравнения романтизировали повествование, вносили в него существенный элемент поэтичности и художественно сти. Другим источником сравнений для раннего Л.Толстого был сам человек со всей сложностью, богатством и разнообразием психоло гических проявлений. Вот одно из таких сравнений: "Я находил в - 75 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=