ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
без жалости уничтожать все места неясные, растянутые, художест венно неоправданные: "Искусство писать хорошо для человека чув ствительного и умного состоит не в том, чтобы знать, что пиоать, но в том, чтобы знать то, чего не нужно писать. - Никакие гени альные прибавления не могут улучшить сочинения так много, как мо гут улучшить его вымарки" . I.Толстой призывал писателей к тщательной работе над словом, к просеиванию "песка", "чтобы отделить чистое золото"**. Он дает совет начинающему писателю Алехину: "Не жалеть своего труда, пи сать, как пишется, длинно и потом исправлять и, главное, - сокра щать. Золото в деле писания получается, по моему опыту, просеива нием"*2. Великий художник так раскрывает "технологию" писатель ского труда: "Нужно писать начерно, не обдумывая места и правиль ности выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая всё лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписы- тз вать, обрабатывая правильность выражений" . Сам Л.Н.Толстой поднялся на огромную художественную высоту в своем реалистическом искусстве не только благодаря своей одарен ности, но прежде всего благодаря упорной и взыскательной работе над словом. Черновики его рукописей наглядно свидетельствуют о том, каким титаническим трудом создавалось любое творение велико го писателя. На "Войну и мир", например, ушло четыре года непре станной работы при наилучших творческих условиях. Писатель исклю чил много лишних подробностей в описании деталей, отвлекающих чи тателя от основного, лишних фраз*\ заменил недостаточно вырази тельные слова, устранил многие галлицизмы. Л.Н.Толстой считал, что поспешность является признаком того, что писатель не испытывает истинной потребности выразить свою мысль, потому что если такое желание у него будет поистине серьез ным, то он не пожалеет труда, "чтобы довести свою мысль до полной определенности и ясности". Не следует торопиться браться за перо. "Писать надо только тогда, когда каждый раз, что обмакиваешь пе ро, оставляешь в чернильнице кусок мяса'.' Все сочинения должны "выпеться" из души писателя. Он не должен писать о том>, к чему равнодушен и о чем может молчать, он должен говорить только о том, о чем не может не говорить, что страстно любит. Не случайно, ког да Толстого спрашивали, что такое искусство, он отвечал:"Искусство есть способ заражения широкой публики переживаниями художни ка"16. Титаническии труд, филигранная отделка каждого предложения, каждой фразы, умение выразить свои мысли так, "чтобы другие поня- 7 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=