ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
вить ей свои замыслы: "Давно ты подлаживаешь с мазихой своей, с «аринкой. Она тебе это намазала”; "Сам не захочешь, так кто ж те бя оселом что ль притянет?"; "Лучил же бог какого гостя ко време- яи"; "Как вспомнишь, так на душе загребтит"; ..жутость берёт.,."; «Ох, не насиелюсь"; "Посыкнулись было из Дедлова, да видно слушок- то есть и у них..."; "Не чаю, кума, как со двора спихнуть, да не паит дело-то"; "Ведь растрепа девка, нехалявая, а теперь погля ди-ка"; "Что ж, ты на чьи деньги гуляешь да своей жирехе гостин цы купляешь? На мои"; "Ишь ты, чистяк какой!"; "Измывался надо мной с висюгой своей"; "И что разлопоушился? Не к лицу совсем". В речи Митрича, отставного солдата, человека, повидавшего много горя и мерзостей, "экзотические" слова служат для справедли вой оценки жестоких поступков окружающих его людей: "Ты погоди. Она сейчас к тому же натрафит"; "Не по закону? Это нынче не раз бирают. А как ещё околузывают-то дочиста"; "Тоже хомутаются, друг дружку околпачивают". Употребляют подобные слова и другие герои пьесы: откусывай, вспрыснули, на отделку, не костыляй.траф- лялось, накошлял, пределить, т.е. определить, притаманно и др. Приведенные слова - типичный для Л.Н.Толстого художественный прием. Довольно часто Л.Н.Толстой использует своеобразный прием "словесного бумеранга", когда просторечно-диалектные элементы используются в таких ситуациях, в которых они приобретают совер шенно иной, противоположный смысл или характеризуют скорее самого говорящего, а не того, кому адресованы. Так, Матрена из "Власти тьмы" честную девушку, сироту Марину, называет кляузой, потаску хой, шлюхой бездомовной, девкоя с пороком, непутевой, шалавой бездомовной. Приведенные слова скорее характеризуют саму Матрену, чем безвинную жертву ее сына Никиты, это своеобразная самохарак теристика, созданная по принципу бумеранга. Нелестно характеризует Матрена и своего мужа Акима: мой ду- Рак, расхожий ум, заберет в башку, как колом подопрет, никак не выбьешь, мой-то, дурья голова, а веленье-то его псу под хвост, за ладил, буде пустое говорить, ты не залетай, только с тобой язык терзать, то-то глупая твоя башка, дурацкая, баламутный он у меня, втемяшет что в башку, не выбьешь никак. Эти характеристики чита- Тель, безусловно, отнесет к самой Матрене. Подобными эпитетами Награвдает своих соперниц Марину и Акулину Анисья: мазиха, подлю- Га> Дура, растрепа, нехалявая, жиреха, висюга; а мужа Петра - ко- бешеным, кобелем потрясучим, гнилым чертом, носатым кобелем ПР. Указанный прием использован также в "Драматических сценах -53-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=