ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

вер и ДР* К приему уплотненного расположения просторечно-диалектной лексики и фразеологии Л.Н.Толстой прибегает чаще всего для пока­ за персонажей из народа, представителей крестьянства, а такл(е для раскрытия какой-либо особой черты в характере героя: знания наро д н ой жизни, народной мудрости, грубости и пр. В монологах няни Марьи Исаевны из комедии "Зараженное се­ мейство" просторечно-диалектная лексика выполняет функцию реа­ листической характеристики и оценки людей пустых и неискренних, например: "Сказал ли доброе слово кому, вот второй месяц в доме - только зубы скалит. Всех, кажется, пересмеял. Нечесаный, а туда же липнет” (о Твердынскон); "Такой-то немудренненький, по вин­ ной части служит, не бог знает что", "Бахвал, матушка. Я, мол, всех прекрасней, всех умней, и окроме меня все дураки"; "Что нос-то уж больно дерет. Что он, князь что ли какой. Не бог зна- ет какого лица"; "Богом вас прошу. Не давайте вы ему ничего до временя из денег или из именья"; "Раз в жизни послушайте Машку- дуру, а не послушаете - плакать будете. И близок локоток - да ие укусишь". Ср. аналогичные функции просторечия в речи Мужиков, Кухарки, Старого повара и Кучера из "Плодов просвещения". Разговорно-просторечные и диалектные элементы могут выпол­ нять в случаях контактного их расположения и совершенно иные функции. Пожалуй, наиболее важная функция - это раскрытие миро­ воззрения героя. Как показывают приведенные выше данные, на до­ лю одной лишь пьесы "Власть тьмы" приходится почти половина всех разговорно-просторечных элементов, отмеченных нами в девяти пьесах. Чем это объяснить? Видимо, не только тем, что "Власть тьмы" - единственная из крупных пьес о народной жизни. Мы усмат­ риваем здесь одну из главных причин в том, что это одно из про­ изведений писателя,^где раскрывается суть доктрины "непротивле­ ния злу насилием". Сила учения для самого автора в том, что не­ многими словами его герой (Аким) одолевает такого многоопытного, искусного в спорах и прекрасно знающего народную речь противни­ ка. и действительно, прекрасный словесный дар Матрены, ее миро- в°ззрение (оно раскрыто автором с помощью введения огромного количества просторечно-диалектных элементов) терпит крах, столк­ нувшись с идеей непротивления. Суть же жизненной позиции Акима раскрывается всего лишь в “ескольких пословично-поговорочных сентенциях: ладишь, как луч- Ме. Да про бога и запамятуешь; не моги врать; неправда наружу ВыйДет; обиженна слеза мимо не канет, а все на человеческу го- -51-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=