ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

Г.И. П Е Т Р О В И Ч Е В А Л.Н.ТОЛСТОЙ О ЯЗЫКЕ Л.Н.Толстой оставил как бесценное наследство ряд глубоких высказываний о языке. Он видел в языке прежде всего орудие общения людей, орудие прогресса. С помощьв языка, считал он, че­ ловечество движется вперед, к совершенству, усваивает опыт пред­ шествующих поколений. Писатель не раз указывал на особую силу художественного слова, способного выразить самые глубокие мысли, тончайшие чувства. В письме к своему французскому переводчику Ш.Саломону он писал: "Если бы мы все яснее понимали и больше пом­ нили то, - что главная и могущественнейшая сила, которой мы обла­ даем, есть мысль и выражение ее - слово, мы бы были и осторожнее, где это нужно, и смелее, где это тоже нужно, в пользовании этой силой, и много бы зла уничтожилось и добра прибавилось в мире"1. Тонкий художник, Толстой призывал бережно относиться к сло­ ву, ибо слово - дело великое: им можно соединить людей и разъеди­ нить их. Он ясно видел принципиальную разницу между художествен­ ным и нехудожественным словом: "Каждое художественное слово, при­ надлежит ли оно Гёте или Федьке", в отличие от нехудожественного, "вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объясне­ ний"2. Писателя интересовала проблема всеобщего языка, способного объединить людей разных национальностей. Он видел три пути ее ре­ шения: I) слияние всех языков в один, 2) избрание всеми людьми одного языка (французского, немецкого и т.д.), 3) создание искус­ ственного языка (как предлагалось воляпюкистами и эсперантистами). Последний путь казался Толстому самым разумным и скорее всего осуществимым, хотя он и сомневался, что всеобщим языком будет именно эсперанто. Л.Н.Толстого занимала и проблема языка художественной лите­ ратуры. Одним из его требований в этом плане было требование простоты, ясности, точности языка писателя, освобождение его от штампов, ненужной напыщенности и вместе с тем от скучного одно­ образия. "Язык надо бы по всем отделам держать в чистоте - не то, чтобы он был однообразен, а наоборот, - чтобы не было того одно­ образного литературного языка, всегда прикрывающего пустоту".-^ Произведение искусства тем выше, считал Толстой, чем оно проще и понятнее: "Пушкин говорит: прекрасное есть величаво - а я бы - 5 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=