ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
сит от тематики и объема пьесы. Ср. количество употреблений ис следуемого материала в пьесах: "Зараженное семейство" - 300, "Ни гилист" - Л , "Драматические сцены о пане, который обнищал" - 30, "Власть тьмы" - 860, "Плоды просвещения" - 260, "Петр Мытарь" - 36, "Живой труп" - 80, "И свет во тьме светит" - 60, "От ней все качества" - 130. В состав просторечно-диалектной лексики мы включаем, как з это делает, например, С.А.Воробьева , грубые и бранные слова, а также различного рода образования с суффиксами субъективной оцен ки, новообразования (окказионализмы) и регионально ограниченные слова. Что же касается диалектной лексики, то, как справедливо указывает Г.А.СеЛиванов, "многие слова, не являясь общеупотреби тельными, в той же или измененной форме встречаются на разных территориях русского языка и даже выходят за его пределы..."^ В данной работе под диалектной подразумеваются лексика и фразе ология, распространенная в южнорусских говорах. Материалы позволили обнаружить следующие приемы использова ния и функции просторечных и диалектных элементов в пьесах Л.Н. Толстого: прием сталкивания речевых стилей и намеренного кон тактного расположения в речи одного героя разностилевой лексики или фразеологических единиц, "уплотненное" расположение просто- речно-диалектных элементов;, намеренное искажение слова или фра зеологической единицы, известных герою в их обычной форме, слово- творчество, народная этимология, употребление слоз, может быть, созданных самим Л.Н.Толстым, введение слов и фразеологических единиц, сфера употребления которых резко ограничена минимальным регионом; приём подачи просторечно-диалектных элементов с под текстом и в таких ситуациях, в которых указанные элементы приоб ретают совершенно иной, противоположный смысл, т.е. прием свое образного "словесного бумеранга"; прием сохранения "тональности" просторечия в целях иносказания и др. Рассмотрим каждый из указанных приемов. Сталкивание речевых стилей и намеренное контактное расположение слов и фразеологи ческих единиц, принадлежащих к контрастным стилям, чаще всего наблюдается в речи героев, представителей дворянского класса, которые по каким-либо причинам связаны с народной жизнью. Ука занный прием использован в пьесах "Зараженное семейство", "Ниги лист", "Плоды просвещения", "И свет во тьме светит", "От ней все качества". Интересно отметить, что только один этот прием выпол- няет несколько различных функций в зависимости от того, в чьих устах звучит разностилевая речь. - 48 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=