ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
переносных "световых" при сохранении отношений противоположения между ними. Например: грязный черный, темный - белый, яркий,светлый, "Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над чер ными крышами стояло темное звездное небо... Почти в середине этогс неба... отличалась от воех... белым светом, и длинными... хвостом, стояла огромная яркая комета 1812-го года... которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конзц света. Но в Пьере светлая зве зда эта... не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив, Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая ... влепилась... на черном небе ... светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами" (10, 372). Проведенный анализ антонимов со значением цвета и света в про изведениях Л.Н.Толстого позволяет сделать следующие выводы. I. Изучение антонимов представляет собой анализ пары слов, вотупащих в отношения противоположения. Антонимичные пары со зна чением цвета и света в произведениях Л.Н.Толстого обнаружили осо бенности в своем соотношении. Прямое значение одного "цветового" антонима соотносится с прямым значением другого, что наблюдается и среди переносных значений антонимов цвета. Линейная связь возни кает также у антонимов семантического поля света. Таким путем анто нимы идут вместе от своего прямого, "цветового" или "светового", к переносному значение.Если у антонимов семантиче.ского поля 'цвета или семантического поля света нарушается линейная связь, то антони- мичных отношений не возникает. К этому положению следует отнести факт наличия в контексте других слов со значением цвета в качестве однородных членов. Противоположение антонимов цвета и света наблюдается у Л.Н. Толстого в том случае, когда писателю необходимо показать измене ние настроения героя, процесс этого изменения и акцентировать внимание на антонимах с переносным значением. При этом выразитель ность изображаемого усиливается в результате перевода антонимов цвета в другое семантическое поле - света. Выступая с "цветовым" значением, а также со значением овета, антонимичная пара белнй-чепний имеет в произведениях Л.Н.Толстого различное стилистическое назначение и является более употребитель ной: по сравнению с другими антонимами цвета и света. Один и тот же член (например, белый в антонимичной паре белый -черный) в разных юнтекстах может иметь как позитивную, так и негативную характеристику. Это позволяет говорить о бо гатстве выразительных возможностей антонимов цвета и света в -38- ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=