ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

ний прошедшего, тем -чище и светлее, выдавалась из него светлая, чистая точка настоящего, и развивались радужные цвета будущего". \ (2,85). Характерной особенностью номинативных "цветовых" антонимов произведений Л.Н.Толстого является их употребление ири описании внешнего облика героя, особенности одезды, причем это описание носит, как правило, оценочный характер. Если в контексте имеется перечисление наряду с " цветовыми" антонимами других слов со значением цвета (то есть подчеркивается избирательность " цветовых" прилагательных), то в таких условиях первые теряют способность соотноситься как противоположные по зна­ чению. Например: "Светлый круг солнца,просвечивающий сквозь молочно-белый туман, уже поднялся довольно высоко; серо-лиловый горизонт постепенно расширялся ... но также резко ограничивался обманчивою белою сте­ ною тумана. Впереди нас... открылась ... поляна. По поляне со всех сторон расстилался где черный,где молочно-белый, где лиловый дым костров, и странными фигурами носились белые слои тумана"(3,51). "Она (кн. Мария - Ю.Б)боялась оглянуться; ей чудилось, что кто-то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто-то был он - дьявол, и он - этот мужчина о белым лбом,, черными бровями и румяным ртом" (9,276). В последнем примере на цветовое изобра­ жение накладывается эмоционально-оценочный план. Состояние героя выражается с особой яркостью, если "цветовые" прилагательные даны как противоположные. Значение цвета прослеживается и у антонимов с переносным значением. У Л.Н.Толстого с понятием белый связано предста­ вление о чем-то светлом, вызывающем доброе чувство, с понятием черный - неприятные, мрачные, отрицательные-. При этом обращает' на себя внимание сочетаемость каждого члена "цветовой" антони- мичной пары с одним и тем же глаголом чувства (любить - не любить), который способствует обоотрению цветового восприятия. Например: "Наши чувства к людям окрашивают их всех в один цвет: любим - они все нам кажутся белыми, не любим - черными. А во всех есть и черное и белое. Ищи в любимых черное, а главное - в нелюбимых белое" (54,33). Кроме того, цвет или свет в произведениях Л.Н.Толстого может превращаться в сложный художественный образ, влияющий на изменение душевного состояния героя. Отсюда вслед за собственно Цветовым значением антонимов может развиваться переносное, свя­ занное с выражением изменения настроения героя. В результате этогс обнаруживается переход номинативных "цветовых" антонимов в план -37-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=