ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
Т.А. Т У Л И Н А . Н.В. К О С С Е К СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ Л.Н.ТОЛСТОГО Исследование языковцх особенностей эпистолярного жанра пред ставляется целесообразным потому, что письма не подвергаются по следующему редактированию, шлифовке, и благодаря этому в них со хранены все текстовые варианты, отражающие ход мысли автора. Стилистические особенности языка писем Л.Н.Толстого сущест венно различаются в зависимости от отношения автора к адресату. Так, в письмах графине А.А.Толстой, носящих характер исповеди перед самим собой при вполне доброжелательном собеседнике, наблю дается обилие однородных членов предложения, эпитетов, цепочек уточняющих определений и эмоционально насыщенных вариантов для выражения самых различных смыслов: "Чтоб жить честно, надо рвать ся, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять на чинать, и опять бросать, и вечно бороться и лииаться"(с.94)*; "А зтого-то не нужно, не должно, грех делать" (с.329); "Ваш крест - двор, мой - работа мысли - скверная, горделивая, полная соблазнов"(с.319). Очень часты аналогичные примеры и в письмах к С.А.Толстой. В письмах же, адресованных, например, П.И.Бирюкову или И.И.Горбу- нову-Посадову, такие цепочки определений или уточняющих членов предложения вообще отсутствуют, эпитеты точны и, как правило, одиночны. Совсем иную стилистическую окраску носят письма, адресован ные В.Г.Черткову. В них Л.Толстой стремится точнее, полнее, глуб же передать самые тонкие нюансы важных для него мыслей, перепол няющих его чувств. Это обусловливает большое количество рядов уточняющих членов предложения, из которых каждый последующий се мантически уже, конкретнее предыдущего: "То все пройдет, а это вечное, божие" (т.88, с.6)2; "Сначала развиваются, расширяются, растут пределы физического человеческого существа" (т.88, с.263); "... мне кажется, это нарушает настоящее, внутреннее, единствен но нужное дело" (т.88, с.20); "... он очень хороший, чистый, чест ный, чрезвычайно правдивый человеки(т.88, с.39); "Жизнь очень дур' ная, сухая, безлюбовная, тупая, мелочная, чувственная, с самыми редкими просветами" (т.88, с.24). Два последние примера особенно показательны в смысле параллелизма своих семантических схем: в обоих случаях автор начинает ряд уточняющих определений с абст- - 26 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=