ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
стоятельствами: логико-содержательным весом /потенциалом/ избран ного единства; эвфонической целесообразностью многокомпонентного построения; риторическим намерением широких повторений, параллели змов, разного рода композиционно-синтаксических приращений; сферой применения композиционно-синтаксического единства; допустимостью использования его объема /протяженности/ в данном логико-граммати- ческом окружении /контексте/; целесообразностью включения в линей ную цепь однородных построений; способом включения единства в ком позицию абзаца, главы, части, произведения. Следовательно, своеоб разие отдельно взятого композиционно-синтаксического единства Льва Толстого заклинается не только в возможной модификации компонентов сложного синтаксического единства, но и в их намеренном комбиниро вании / по словам Толстого - "в отношении их сочетания" /, в расши рении серий идентичных объединений, многоярусных композиций, вста вок, структурных и смысловых уточнений и даже повторов целых груш синтаксических единств в необычной их синтагматической связи, - часто раритетной, но никогда не эвфуистической. Если обратить при стальное внимание на лингвистическую и нелингвистическую природу условий сочетаемости компонентов в сложных синтаксических единствах у Льва Толстого, на соответствие этих условий семантической, грам матической и стилистической системам русского языка, то можно за- клкнить, что " в е л и к и й р у с с к и й р е ф о р м а т о р " 5 не нарушал законов явыка, как иногда об этом говорят филологи и ли тераторы нового и новейшего времени / вспомним разного рода "непра вильности", отыскиваемые у г е н и я и с к у с с т в а /К.Федин/ некоторыми из русской читающей публики, "недопустимые нагроможде ния.., напоминающие писание наших старых приказных" 6 и т.д./ Лев Толстой раздвигал рамки узусного в языке, содействовал прираще нию свежих значений к отдельным сложным синтаксическим построениям, создавал новые комбинации единств, по-толстовски смело членил речь в соответствии с наслоением дополнительных интонаций и с учетом ритмических возможностей композиционно-синтаксических целых. При этом писатель часто преследовал не одну цель; его поиски оказыва лись многоплановыми. Логико-стилистическая основа синтаксических единств Льва Тол стого обусловлена и рядом индивидуальных особенностей его творче ства. В синтаксических единствах писателя опосредованно / как в частных проявлениях художественной формы мышления / отражена спе цифика видения им объективного мира и его неповторимого подхода к решению многих проблем человеческих отношений. В модификации типов и видов синтаксических единств художник находил новые - болэе со-154-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=