ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

4 А.Н.К А Р П О В ЛОТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСГИГСА КОМПОЗИЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ Л.Н. толстого Речевой строй произведения - конечного результата мыслительной деятельности человека - в сущности есть то, как общеязыковые сред­ ства используются автором для создания индивидуально-неповторимой образной структуры текстов, и то, что составляет специфику его ре­ чевого мастерства.Именно об Зтом писал Лев Толстой В.А.Гольцеву в сентябре 1889 г.:"Для того, чтобы говорить хорошо то, что он хочет, (под словом "говоре" я разумею всякое художественное выражение мысли), художник должен овладеть искусством'.'1 Способ формирования содержания прямо определяет синтаксико-се- мантический уровень текста и различные связи, устанавливаемые вну­ три художественной структуры.Для Толстого - писателя и философа - важны были не только выбор и сочетание языковых средств, но и прин­ ципы расстановки последних в художественной речи. В конечном счете, и логико-стилистические, и ритмико-мелодические, и многие динамиче­ ские и гармонические особенности его художественной речи зависят от расстановки выбранных элементов языка разных уровней. Поскольку способ формирования содержания является отражением определенного подхода писателя к действительности и поскольку в этом способе обнаруживается образ писателя(другими словами -сово­ купность индивидуальных особенностей авт9рского текста),постольку проблема "индивидуального стиля писателя связана с выделением того стилистического ядра, той системы средств выражения, которая неиз­ менно присутствует в произведениях этого автора",^постольку пра­ вильное решение этой проблемы и создает представление о речевой структуре личности и во многом определяет место писателя в истории русского литературного языка.Представление о речевой структуре лич­ ности Л.Толстого,о качествах и оттенках его индивидуальной речи иг­ рает огромную роль,потому что "в стилистике индивидуально художест­ венной речи иногда очевиднее выступают элементы будущей системы национального литературного языка".4 Если авторский стиль проявляется не столько в создании новых слов и развитии дополнительных значений у какой-то части лексики, сколько в отборе речевых средств,линейном их размещении,семантичес­ кой и структурной взаимосвязи,синтагматическом искусстве изобрете­ ния и расположения,то для композиционно-синтаксических единств Тол- стого(например,анафорических рядов,периодов,катехизических единств) выбор их модификации, думается, определен следующими основными об- - 153 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=