ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

В.П. К О В А Л Е В К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ СЛОВАРЯ ЯЗЫКА ПИСАТЕЛЯ (на материале произведения Л.Н.Толстого) Одна из задач словаря языка писателя состоит в отражении фактов языка определенного времени, засвидетельствованных произ­ ведениями автора; второй задачей такого словаря является описа­ ние индивидуальной стороны языкового "творчества” писателя, того нового,* которое воспринимается как употребленное им с определен­ ной художественном целью и заключается прежде всего в подборе и соединении избранных писателем средств выражения. Изменение за­ дач, характерных для писательского словаря сравнительно с толко­ вым, влечет за собой иное решение ряда проблем, общих для этих двух видов лексикографических работ, в частности - проблемы при­ ведения иллюстративного материала, представляющего в словаре лексико-семантическую сторону системы, языка писателя. В уже составленных и составляемых в наше время словарях ма­ териал располагается и обрабатывается обычно таким же образом, как это принято делать в словарях толковых. В словарной статье разграничиваются при помощи толкований значения слов, к каждому значению приводятся избранные примеры, все же случаи употребления слова в данном значении, обнаруженные в источниках, не цитируются, а только отмечаются при помощи ссылок. По этому принципу с небольшими отклонениями строятся словар­ ные статьи во многих изданных за рубежом и у нас писательских сло­ варях, например, в'Ъловаре языка Пушкина", в составляемом сейчас ‘Ьловаре языка М.Горького^1, первый выпуск которого - "Словарь авто­ биографической трилогии М.Горького" (А - Всевидящий) - вышел в Ленинграде в 1974 г., и др. Такая система обработки материала дает возможность отразить в основных чертах лексико-семантическую оторону системы языка определенного времени в том объеме, как она зафиксирована произ­ ведениями писателя. При этом выявляются не все особенности этой системы - и не только потому, что не все ее элементы попадают в произведения писателя, но и потону, что словарь, построенный та­ ким образом, не показывает всех связей рассматриваемой в словар­ ной статье лексической единицы с другими словами. В нем оказыва­ ется представленными с достаточна полнотой лишь общественно от­ стоявшиеся в языке значения и оттенки значений, но не все типичные -15-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=