ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

\ так хотела?" - посмотрел на Марию Викторовну Букреев. - "Так, - призналась она... - Спасибо, милый..." И так они чутко улавлива­ ли каждое непроизнесенное, а только лишь продуманное слово" (Л.Б., 2, 66) 3. Особенно привился в современной прозе (М.Горький; В.Кет­ линская, С.Сартаков, И.Мележ и др.) диалог "спор с самим собой'.' Устами одного из своих персонажей Максим Горький указывает на принцип строения этой модели. "Моя жизнь, - говорит Клим Самгин,- монолог: а думаю я диалогом, всегда кому-то что-то доказываю. Как будто внутри меня живет кто-то чужой..." (22, 9)7 . Удачное использование этой модели в художественных и литературно-публи­ цистических произведениях подчеркивает адаптацию этой структуры в сфере современных изобразительных оредств: "Да что ты на дру­ гих валишь? - останавливала себя Антонина Сергеевна. - Самой нужно было думать. Самой понимать. Вот Лиза не оторвалась же, а у нее тоже ребенок! Она еще других научит... Но ведь люди быва­ ют разные?" (В.К., 430). 4. Внутренний диалог с воображаемым собеседником представ­ лен в современной прозе довольно разветвленной диалогической структурой - односторонней, или одноголосной, двуголосной и многоголосной. Преимущество этой внутренней диалогической разно­ видности- в представлении о ее реальной основе: соучастие отсут­ ствующего, но известного персонажу собеседника конкретизирует беззвучный спор. Свое право на внедрение этой модели писатели иногда отстаивают устами своих литературных героев. "В сущно­ сти, - рассуждал Устименко, герой романа Ю.Германа "Я отвечаю за все", - чсли ее /Варвары/ нет здесь с ним в вестибюле, то имеет же он право с ней посоветоваться?.." (Ю.Г., II). И он ве­ дет с ней полемику о постройке больницы, полемику, в какую впоследствии включаются дополнительные воображаемые голоса - старухи Оганян, А.Бакуниной, в результате чего складывается многоголосный диалог (Ю.Г., 10-13). В современном языке отлича­ ет эту модель семантическое наполнение - от мотивов любви, дружбы, доброжелательности до критики и острой полемики с идей­ ным врагом, что и определяет ее разноголосое звучание. Так раз­ вился иа основании приемов диалогизации БВМ диалогизированный внутренний монолог, который активно используется современными прозаиками как эффективное изобразительное средство. ! х х х | Ряд конструкций БВМ индивидуализируют творческую манеру писателя. Это: I) модель, в какой "естественный хаос взволне- -138-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=