ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
ким государем" (I, 151), а также эмбрионы многоголосия в односто ронней внутренней беседе Николеньки с крепостными Машей и Васили ем (I, 162). Диалог такого рода в психологической характеристике Наташи Ростовой неповторим по бвоей красочности и оригинально сти, что и определило его популярность. "... это удивительно, как я умна и как... она мила", - продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой-то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина... "Все, все в ней есть, - продолжал этот мужчина, - умна необыкновенно, мила и, потом, хороша, необыкновенно хороша..." (5, 2(23-204). БВМ и его диалогические построения принадлежат к тем худо жественным приемам великого писателя, которые стали достоянием всей русской литературы, и советской в особенности. Современную художественную прозу и литературно-публицистические произведения отличает не только внедрение БВМ и его диалогических построений, но и оправданное временем варьирование системы внутренних диало гов. 1. Сохраняет свое звучание внутренний диалог с включенными чужими голосами: в современной художественной литерат-уре основ ную почву возникновения и реализации этой структуры составляют, как и в произведениях Л.Н.Толстого, воспоминания и ассоциации. "Нахлынули воспоминания... "Так долго тебя не было, целый день",- казалось, услышал он голос Нины... "Когда она говорила это?". (И.М., 65). 2. К внутреннему диалогу с не^ммуникативными репликами между персонажами (ср. диалог между Наташей и Николаем Ростовым) приближается распространенный в современной литературе внутрен ний диалог с присутствующим партнером. В современном языке это структура солее разветвленная. В одном случае реплики остаются некоммуникативными и вписываются в психологическую характерис тику автора реплики либо непосредственно характеризуют собесед ника. Как и в произведениях Толстого, такой беззвучный диалог сопутствует, как правило, звучному диалогу. Например: "Если мне удастся вас убедить, пожалуйста, не упоминайте нигде, что это исходит от меня: чего доброго, мне придется все это тянуть, как инициатору..." - "Покупаешь. Предлагаешь мне в подарок твою инициативу..." - "Ну, а как же! - сказал Листопад благодушно.- ... Мы их все тогда... вам и передадим...." - "Получай за свой проект!" (В.П., 160, 161). В другом случае реплики такого диа лога без особого труда достигают своей целенаправленности - собеседник по интуиции их воспринимает как звучную речь: "Ты -137-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=